Наталья Шабанова
Конспект НОД по валеологическому воспитанию детей 5–6 лет «В поисках волшебного цветка Здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В поисках волшебного цветка Здоровья»
Цель: закреплять представление детей о методах сохранения здоровья.
Задачи:
Образовательные: закрепить представление о здоровом образе жизни и о необходимости заботы о своём организме.
Развивающие: развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, умение анализировать и делать выводы, развивать внимание, память, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей. Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни, воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи, взаимовыручки.
Публикация «Конспект НОД по валеологическому воспитанию детей 5–6 лет „В поисках волшебного цветка Здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Предварительная работа:
Беседы с детьми по темам: «Что такое здоровье?», «Чистота - залог здоровья», «Лекарственные растения», описательные рассказы «Больной - здоровый», толкование пословиц о здоровье, дидактические игры: «Можно и нельзя», «Полезное и вредное», «Копилка витаминов», чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «С добрым утром», А. Барто «Девочка чумазая» и др., загадки о здоровье, пословицы и поговорки. Материалы и оборудование: презентация «легенда о здоровье», волшебный цветок здоровья и цветные лепестки, цветные ленточки, «оздоровительная дорожка», дерево, картинки «предметы личной гигиены», дидактические игры: «Копилка витаминов», «Светофор здоровья»,, карточки для проведения зарядки, корзина с фруктами и продуктами питания, кукла, флажки, корзинка и мешочки с лекарственными растениями.
Ход занятия: Все: Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем мы скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло. Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. (Поделились своим хорошим настроением)
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель:
Что такое здравствуй Лучшее из слов, Потому что «здравствуй» Значит, будь здоров. Правило запомни, Знаешь — повтори:
Старшим это слово первым говори.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей).
Воспитатель: Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Но сначала расскажу я вам старую легенду (презентация):
«Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить людьми планету Земля. Стали они решать…. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым».
Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Воспитатель: Значит, здоровье-то, оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка, в каждом из нас. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычное путешествие в страну «Здоровья».
Кто из вас хочет быть здоровым? (ответы детей) А значит нам по пути, и это путешествие будет всем полезно.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, надо сделать гимнастику для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
Воспитатель: Итак, друзья, не будем терять ни минуты. И пойдем по волшебной тропинке в страну «Здоровья»!
Воспитатель: По тропинке мы шагаем,
Наши стопы укрепляем,
Ножки выше поднимаем,
Голову не опускать,
Спинку не сгибать,
Руки в стороны держать!
(ходьба по гимнастической дорожке)
Вот канава на пути,
Как канаву перейти?
Ведь канава глубока,
А тропиночка узка,
Чтоб канаву перейти,
Боком нужно нам пройти!
Одна нога вперед шагает,
А вторая догоняет!
(ходьба боком по канату приставным шагом)
Воспитатель: Вот мы и пришли в волшебную страну. А вот и волшебный цветок – цветок здоровья. В этой стране на волшебных полянках мы с вами будем выполнять интересные задания, и если их правильно выполним – соберем все лепестки, на которых есть правила здорового образа жизни. А вот и первая «Полянка Чистоты».
Воспитатель: Посмотрите какое необычное дерево растет на этой полянке. (На дереве висят картинки с предметами личной гигиены или под деревом стоит корзинка с предметами личной гигиены, а на самом верху дереве на прищепке висит лепесток)
А вот и первый лепесток волшебного цветка (висит на самом верху дерева, но чтобы до него добраться, надо правильно отгадать загадки. Я загадаю вам загадки, а отгадки найдутся на волшебном дереве (или в корзинке).
Загадки:
1. Ускользает, как живое, 2. Пластмассовая спинка,
Но не выпущу его я. Жесткая щетинка,
Белой пеной пенится, С зубной пастой дружит,
Руки мыть не ленится. Нам усердно служит.
(мыло) (зубная щетка)
3. Вытираю я, стараюсь, 4. Хожу-брожу не по лесам,
После ванной паренька. А по усам, и волосам
Все намокло, все измялось – И зубы у меня длинней,
Нет сухого уголка. Чем у волков и медведей.
(Полотенце) (Расческа)
5. Вместе с мылом и водой 6. У мыла есть забота,
Я слежу за чистотой. Мыло ходит на работу.
Пены для меня не жалко, Напенится, намылится,
Разотру вас, я - … Придет и ляжет в …
(Мочалка) (Мыльница)
Воспитатель: А для чего нужны эти предметы?
Дети: Эти предметы помогают содержать наше тело в чистоте. Воспитатель: Что нужно содержать в чистоте?
Дети: Руки, ноги, лицо, уши, зубы, тело. Воспитатель: Вижу я, ребята, что нерях здесь нет. А значит, мы можем сорвать этот волшебный лепесток.
Воспитатель: Какое правило спрятано на этом лепестке?
(На руке ребенка, рассказывающего правило цветка здоровья, повязана ленточка такого же цвета, что и лепесток)
1 лепесток: Чистота - залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
Воспитатель: Вот и наш первый лепесток.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше по чудесной «Дорожке здоровья». По дорожке зашагаем
Выше ноги поднимаем.
Головою покачаем
И плечами повращаем.
Тихо сядем, вновь пойдем,
Лепесток к цветку найдем.
Воспитатель: Дорожка привела нас на «Витаминную полянку». На этой полянке живут витамины. Что такое витамины?
Дети: Витамины – специальные вещества необходимые для организма человека. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в чем живут витамины?
Дети: Витамины живут во многих продуктах, овощах, фруктах и ягодах. Воспитатель: Мы сможем найти лепесток здоровья, если правильно определим, в каких именно продуктах живёт каждый из этих витаминов. А поможет нам игра «Копилка витаминов». Нужно подобрать к каждому витамину продукты, в которых он содержится.
Воспитатель: Кто такие витамины?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
В банане и йогурте, в горстке малины,
Повсюду чудесные, есть витамины.
Они берегут нас, от всяких болезней.
Чем больше их в пище, тем пища полезней.
Сценка витаминов (дети подготовили заранее, они читают стихи и потом выбирают по одному - два продукту из корзинки)
1 ребенок: Витамин «А» Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть. (ребенок выбирает морковь, тыкву)
2 ребенок: Витамин «В»
Витамины группы «В»
Пользу принесут тебе.
Надо их употреблять,
Чтобы нервы укреплять.
Хлеб, яйцо и сыр, орехи – Вот для вас секрет успеха! (ребенок выбирает хлеб, орех)
3 ребенок: Витамин «Д» Д полезный витамин Нам друзья необходим Кто морскую рыбу ест, Тот силен как Геркулес. (ребенок выбирает рыбу, молоко)
4 ребенок: Витамин «С» «С» – важнейший витамин,
Всем вокруг необходим,
Лучше средства в мире нет -
Укреплять иммунитет.
Каждый день съедай лимон –
Будешь крепок и силен. (ребенок выбирает лимон, виноград)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Рассказали о многих полезных свойствах витаминов. А вот и в одном из полезнейших продуктов - лимоне спрятался волшебный лепесток. Какое правило в нём спрятано? 2 лепесток: В жизни нам необходимо -
Очень много витаминов,
Всех сейчас не перечесть.
Нужно нам побольше есть
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Ребята, мы немного устали. И я предлагаю вам отдохнуть. Но чтобы с пользой провести наш отдых, пройдем на эту чудную полянку «Полезных продуктов». Здесь можно поиграть в «Светофор здоровья». Ребята, вы знаете, что такое светофор и сколько у него сигналов? Вот и мы с вами будем раскладывать еду в три корзинки по ее полезности. В красную корзинку - вредные, в желтую корзинку то, к чему нужно относиться с осторожностью, а в зеленую корзинку - полезные продукты.
Воспитатель: Вы так дружно, а главное правильно выполнили задание, что заработали третий лепесток. А спрятался он в коробочке с полезным продуктом – сметане. Какое правило в нем спрятано?
3 лепесток: Есть полезные продукты
Нужно людям каждый день.
И проблемы со здоровьем
Обойдут тебя как тень.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше по чудесной «Дорожке здоровья». По дорожке зашагаем
Выше ноги поднимаем.
Головою покачаем
И плечами повращаем.
Тихо сядем, вновь пойдем,
Лепесток к цветку найдем.
Воспитатель: А вот и «полянка Неболейка». Ребята, посмотрите, а кто это на полянке сидит? Это кукла Маша. Как вы думаете, что с ней произошло?
Дети: У тебя болят зубы.
Воспитатель: Наверное, ты не ухаживаешь за зубами, поэтому они и заболели. Ребята, давайте расскажем Катюше, как нужно ухаживать за зубами. Ребята, а вы бережете зубы? (да)
И знаете, что полезно, а что вредно для зубов? (да) А вот сейчас мы это и проверим. Возьмите по два флажка : красный и зеленый. Зеленые флажки вы будете поднимать на те фразы, которые верные и красные – на неверные.
Дидактическая игра «Полезно – вредно»
Чтобы зубы не болели, ешь горстями карамель ты
Леденцы и мармелад, и зефир и шоколад.
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Маме говорила Люба: «Я не буду чистить зубы».
И теперь у нашей Любы дырка в каждом-каждом зубе.
Блеск зубам чтобы придать, нужно крем сапожный взять, Выдавить полтюбика и почистить зубики.
Каждый в мире знает четко - зубы надо чистить - щеткой,
Но - не чисти зубы ваксой, зубы надо чистить - пастой!
Ох, неловкая Людмила на пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает, чистить зубы продолжает.
А еще, мои друзья, дам совет вам, не тая:
Нужно чистить зубки нам по утрам и вечерам.
Воспитатель: Спасибо ребята, за верные ответы, теперь и Катюша будет знать как ухаживать за зубками. Ребята, вы верно выполнили задание, а значит заслужили еще один лепесток. Какое правило в нем спрятано?
4 лепесток: Ну а если уж, случилось,
Разболеться получилось.
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше по чудесной «Дорожке здоровья». По дорожке зашагаем
Выше ноги поднимаем.
Головою покачаем
И плечами повращаем.
Тихо сядем, вновь пойдем,
Лепесток к цветку найдем.
Воспитатель: (На столе лежат разные виды массажёров). Ребята, а как вы думаете, что еще необходимо, для здоровья? И чем полезным мы сможем заняться на этой полянке?
Дети: массаж.
Воспитатель: Правильно, ребята. На этой волшебной «полянке Массажной» можно заниматься массажем, ведь это все очень полезно для нашего здоровья. Зачем делают массаж?
Дети: Чтобы снять напряжение в мышцах, для закаливания, для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, для создания чувства хорошего настроения. Вот и мы с вами сделаем массаж, но необычный, а - полезный.
Самомассаж:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять ни чихать, будем носик растирать.
Вилку пальчиками сделай и массируй ушки смело.
Щёчки погладили, бровки разгладили,
Знаем, знаем, да-да-да! Нам простуда не страшна!
Воспитатель: Вот и у нас после массажа поднялось настроение. Но массаж приносит большую пользу в том случае, если он выполняется каждый день. А вот еще один лепесток (спрятался под массажером). Какое правило в нем спрятано?
5 лепесток: Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы массажем всегда
Будем заниматься.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше по чудесной «Дорожке здоровья». По дорожке зашагаем
Выше ноги поднимаем.
Головою покачаем
И плечами повращаем.
Тихо сядем, вновь пойдем,
Лепесток к цветку найдем.
Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, на ней стоит корзинка с мешочками. Какая загадочная полянка! Чтобы узнать ее название, и что же спрятано в корзинке, догадайтесь, о чем говорится в стихотворении.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
Воспитатель: Так о чем это стихотворение? (о лекарственных растениях) Правильно, так значит мы оказались на «Полянке лекарственных растений».
Природа - сказочное царство,
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Воспитатель: И корзинка на этой полянке наполнена мешочками с лекарственными растениями. Хотите узнать какими? (да) А вы, уважаемые гости? А наши ребята много знают о лекарственных растениях и сейчас нам о них расскажут. (На каждом мешочке есть картинка. Ребенок берет мешочек, рассказывает стих о пользе растения и дает понюхать остальным).
1 мешочек: (липа)
Посмотрите дети - это липы цвет,
Ароматы лета, нам принёс в привет,
Чай его душистый, любит стар и мал,
Очень многим людям он здоровье дал:
Сбил температуру, горло подлечил,
Горькую микстуру детям заменил.
И от кашля средства просто лучше нет-
Вот какой кудесник этот липов цвет!
2 мешочек: (мята)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах мяты.
Выпьешь чай, в одно мгновенье,
Сил добавит и смиренья,
Нервам даст успокоенье,
И улучшит настроенье.
3 мешочек: (ромашка лекарственная)
Вот эта ромашка знакома нам тоже -
Ее мы "лекарственным другом" зовем.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар!
4 мешочек: (чабрец)
Чабрец - волшебная трава.
Его целительная сила
Издавна людям свет несла,
Больным здоровье приносила.
В чае он приободрит,
Ваш улучшит внешний вид.
Сон подарит вам, покой
На подушечке с травой.
Воспитатель: А вот и еще один лепесток. (лежал в последнем мешочке в корзинке) Какое правило в нем спрятано?
6 лепесток: Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственный запас
Помогает в трудный час.
Дети (крепят лепесток и говорят):
«К стебельку тебя мы крепим
Ты расти и расцветай
Нам здоровья пожелай!»
Воспитатель: Молодцы! Мы собрали цветок здоровья, теперь он будет жить у нас в группе, напоминая о путешествии и о том, что нужно для того чтобы быть здоровыми, веселыми, красивыми и никогда не болеть. Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть вам, ребята. А эксперт по чаю приготовит душистый и полезный травяной чай по схеме для наших гостей. (Выходит ребенок и по схеме собирает в заранее заготовленные бумажные конвертики смесь трав. Остальные дети приклеивают этикетки на конвертики. Угощаю гостей, желают здоровья)
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось наше путешествие, вы были умны, внимательны, но нам пора возвращаться.
Дети выполняют круговые движения, произносят слова: «Покружись, покружись и в саду окажись».
Все: А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья.
Дети говорят друг другу добрые пожелания.