Папки-передвижки

НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Мозаика чудес Василисы Премудрой»

Уланова Юлия
НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Мозаика чудес Василисы Премудрой»

НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

на тему «Мозаика чудес Василисы Премудро

й».[/b]

Цель: Расширение и обогащение знаний детей о русском фольклоре, традициях, а также формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Задачи:

Публикация «НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Мозаика чудес Василисы Премудрой“» размещена в разделах

- Развивать умение приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

- Расширить знания детей об устном народном творчестве.

- Воспитывать уважение к народному творчеству, уважение традициям предков.

1. Введение.

Стих-е про Родину В. Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

- О какой стране идет речь в этом стихотворении?

- Как вы догадались, что речь идет о нашей стране?

-Что можно сказать о нашей стране? (большая, красивая, широкая, сильная, могучая, богатая, гостеприимная, добрая).

- Можно ли назвать нашу страну талантливой? А почему? В ней живут талантливые люди.

- В чем мы видим талант русского народа, русских людей? – Сочиняет песни, сказки, умеет делать красивые предметы, игрушки, посуду. Мы с вами знаем много русских народных сказок. Назовите несколько.

Мы рассматривали с вами предметы русского быта (Слайд на экране).

Осн. часть.

Сюрпризный момент.

В. : Я хочу рассказать вам историю, которая сегодня утром произошла со мной. Утром на своем столе я нашла вот такой конверт, наверно, Завируха-зима его подкинула, смотрите, какая метель за окном…

Это письмо адресовано вам, дети. Ребенок открывает письмо. Читают: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите узнавать что-то новое и интересное. Предлагаю вам себя показать и выполнить мои задания. Выполнив эти задания-загадки, вы еще больше узнаете о талантах и творчестве русского народа, а я вас за это щедро награжу.

Желаю успехов!

Василиса Премудрая».

- Очень странное письмо… Ребята, а про какое такое творчество идет речь? В чем проявляется оно?

Д. : Это потешки, считалки, загадки, сказки, пословицы, игры, хороводы, потешки, прибаутки…

- А кто их сочинял? – русский народ

1. Достанем из конверта первое задание.

Картинка «Вопрос».

- Как думаете, чтобы это могло значить? – Ответы детей.

- Думаю, Василиса Премудрая хочет задать нам вопросы, или по-другому загадки. Слушайте внимательно, ведь загадки будут не простые, а сказочные.

1. Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Кому отморозила?

(Волк)

Кто? Скажите быстро мне.

2. В лесу темном на опушке

Жили дружно все в избушке

Маму дети поджидали,

Волка в домик не пускали.

Это сказка для ребят … (Волк и семеро козлят)

3. Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом… (Журавль и лиса)

4. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

5. Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали … (не Чебурашка, а Колобок)

6. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Василиса Прекрасная)

7. В какой сказке есть чудесный пень,

где сесть мохнатому не лень?

Только вот одна беда,

Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)

8. Он опасен и могуч,

Он страшнее грозных туч,

Лучше рядом не стоять,

Жаром может он обдать.

У него три головы,

Его узнали дети вы? (Ответ - Змей Горыныч)

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали.

2. По такому случаю – приглашаю вас за столы. Василиса Премудрая приготовила для вас первое чудо. Вам хорошо известно, что Василиса Премудрая сама волшебница, но еще она очень любит науку. Вот и с вами она поделится первым секретом.

Опыт №1 «Вода, которая умеет идти вверх или как питаются растения» - опыт с салфеткой, фломастерами и стаканчиком воды.

3. Достанем следующую картинку и посмотрим, что же за задание скрыто в ней (картинка с детьми, играющими в ручеёк).

- Ребята, как думаете, что это за задание? Что в нем нужно сделать? (ответы детей)

Воспитатель (читает письмо) : «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»

Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».

Воспитатель: Молодцы, давайте тоже поиграем в одну из русских народных игр. Выходите из-за столов. Давайте построимся в круг.

4. Русская народная игра «Сиди, сиди, Яша…»

Игровые правила: при помощи считалки выбирается водящий - "Яша". Водящему нельзя подглядывать, когда он пытается узнать игрока. Играющим нельзя подсказывать водящему, кто перед ним стоит. Игрок, которого должен узнать водящий, не должен произносить никаких слов, чтобы водящий не узнал его по голосу.

Ход игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре "Яши" и говорят: Сиди, сиди, Яша, Ты забава наша, Погрызи орехи Для своей потехи. "Яша" делает вид, будто грызет орехи. При слове "потехи" дети останавливаются и хлопают в ладоши, "Яша" встаёт и кружится с закрытыми глазами. Яша, руки протяни, Имя правильно скажи. По окончании слов "Яша" с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадывает, тот игрок становится водящим.

Считалка:

Белка прыгала, скакала,

А на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честных

И добрых людей. Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

5. Идем дальше. Садимся на стульчики.

Не только сказками да играми славится русский народ, а ещё умеет замечать да примечать всё, да сочиняет пословицы и поговорки.

Воспитатель (читает карточку с заданием) : «Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны!» Ребята, я зачитываю вам начало, а вы вспоминаете концовку.

Нет друга - ищи, а нашел - … (береги).

Труд человека кормит, а лень… (портит).

Любовь и труд счастье… (дают).

Без труда не … (вытащить и рыбку из пруда)

Без труда не придет на стол… (еда).

Старый друг… (лучше новых двух)

Кончил дело… (гуляй смело).

Делу время, а потехе … (час).

Дело мастера. (боится).

В. : Вы справились заданием. Молодцы!

6. Следующее чудо от Василисы Премудрой ждет вас за столами. Садимся за столы, ребята.

В старину на Руси очень любили пить чай. Картинка на экране.

Много вкусного могло оказаться на столе: и баранки, и блины, и оладьи, и ватрушки, и бублики – сушки, сухарики. Но самым дорогим лакомством был сахар. А точнее сахарная голова. И сейчас мы с вами узнаем, что умеет сахар.

Опыт №2. «Что умеет сладкая вода?» - 2 стаканчика с водой, ложечка сахара, гуашевая краска, кисть.

Выводы после опыта.

7. А мы продолжаем выполнять задания Василисы Премудрой. Много знает и умеет русский народ. Традиции чтит да вам детям передаёт. А ещё…Что умеет и любит наш народ, мы узнаем из следующего задания (картинка с хороводом)

Подскажите, что делают люди на этой картинке? (ответы детей)

Воспитатель: правильно водят хоровод. Водить хоровод — это традиционное русское занятие,

Хороводы - традиция русского народа.

- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы, а какие хороводы мы с вами водим до сих пор (новогодний, каравай) я предлагаю вам встать в хоровод.

8. Хороводная игра «По дубочку постучишь, вылетает синий чиж…»

Понравилось? И мне тоже. А я достаю следующую картинку (хлеб соль).

9. Хлебосольство.

- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем, что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из традиций русского народа.

- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).

А еще русский народ любил угощать не только хлебом, но и пряниками.

Рассказ воспитателя про пряники.

Обычай дарить пряник на прощание. Гостям напоследок преподносили пряник. Вот и Василиса Премудрая благодарит Вас, ребята за ваши проявленные знания и дарит каждому вот такие пряники, а раскрасить вы можете их сами.

Заключение: понравились ли вам чудеса Василисы Премудрой? Интересно было? А что запомнилось больше всего? Было ли что-то трудным для вас из заданий?

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «Волшебный ларец Василисы Премудрой», посвящённом Дню РоссииФотоотчёт о празднике «Волшебный ларец Василисы Премудрой», посвящённом Дню России Фотоотчёт о празднике «Волшебный ларец Василисы Премудрой», посвящённом Дню России 10 июня в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошёл.

Конспект квест-игры «В гостях у Василисы Премудрой»Конспект квест-игры «В гостях у Василисы Премудрой» Конспект Квест – игры «В гостях у Василисы Премудрой». Цель: формирование познавательной активности детей посредством игровой деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Посуды» в подготовительной группе Цель: закрепить представление о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Образовательные: - Закреплять познания детей о посуде (умение.

Конспект НОД «Умники и умницы» по речевому развитию в подготовительной группе Конспект Н. О. Д по речевому развитию в подготовительной группе Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Золотая осень»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Золотая осень» Цель: развитие связной речи и обобщение представлений об характерных признаках осени в подготовительной группе. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Мозаика чудес Василисы Премудрой»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 18:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД