Анна Сенич
НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе
Предварительная работа. Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, фотографий с памятниками Пушкину, посещение библиотеки, выставки книг Пушкина.
Оборудование. Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам.
Обучающие.
1. Закрепить умения подбирать слова-родственники.
2. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.
3. Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
4. Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Развивающие. Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Л – ЛЬ. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.
Воспитательные. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.
Ход.
1. Оргмомент. Послушайте, ребята. Саша приготовила нам стихотворение.
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
Всех героев этих сказок
Узнаем мы без подсказок:
Царь Салтан и Черномор.
Поп, Балда и Царь Гвидон…
Страницы сказок мы листаем,
Путешествие начинаем.
Скажите, о каких сказках говорится в стихотворении? (О сказках Пушкина).
Что вы знаете о Пушкине? (Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно писать, что многое из написанного им понятно и близко детям. В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Почти в каждом городе есть улицы, названные в его честь. Во многих городах есть памятники Пушкину. Около Петербурга есть город Пушкин, в нем учился Александр Сергеевич (Раньше это место называлось Царским селом). В Москве одна из центральных площадей названа именем великого поэта, станции метро тоже носят название в его честь. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством Пушкина. Тогда Пушкин станет вам понятнее и дороже.)
2. Жанровые различия сказок и рассказов.
А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)
Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина? (Волшебная белка. Тридцать три богатыря, волшебный петушок, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)
2. Подбирать к слову СКАЗКА слова-родственники. Игра «Подбери слова-родственники к слову СКАЗКА».
3. Подбирать к существительному несколько прилагательных.
Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Рыбка предлагает нам поиграть.
Игра «Подбор признаков к предметам». (С мячом)
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.
4. Подбирать слова-противоположности. (Из сказки).Прекрасный – ужасный
Жадный – щедрый
Сварливый – приветливый
Ветхий - новый
Грубый – нежный
Умный – глупый
Широкий – узкий
Белый - черный
5. Закрепление умения заменять слово другим словом со сходным значением. Зеркальце встречает. (Синонимы.) «Сказка о мертвой царевне о семи богатырях».
Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь)
Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации) (Жалко смотрит, грозно воет,
Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось!
Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)
Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)
6. Употребление сложноподчиненных предложений.
Игра «Потому что….»
Лебедь исполняла желания Гвидона, потому что …. (он спас лебедь от погибели).
Гвидон превратился в комара, потому что….(ему захотелось попасть в дом отца Салтана).
Все удивлялись чудесной белке, потому что (она пела песенки, грызла золотые орешки, а внутри орехов были изумруды).
Князь Гвидон превратился в муху, потому что (ему снова захотелось побывать в доме отца и услышать, о чем там говорят).
Князь Гвидон попросил лебедь исполнить еще одно чудо, потому что… (хотел, чтобы царь Салтан узнал о чуде и приехал в гости к сыну Гвидону).
Лебедь превратила Гвидона в шмеля, потому что (хотела исполнить желание Гвидона навестить отца Салтана).
7. Физкультминутка.
Мы по морю проплывали –
Птицу-лебедь увидали.
А как вышли мы на берег,
Там увидели мы терем,
Черномора, повариху,
Белку, бабу-Бабариху…
Раз, два, три, четыре, пять,
Любим сказки мы читать!
8. Развитие фонематического слуха. Петушок встречает и кричит: «Кирикуку! Я играть с детьми хочу!»
Игра «Различай звуки Л – ЛЬ».(Мальчики, девочки).
Начало, середина, конец. Твердый, мягкий.
Салтан, лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко.
Вариант: Р –РЬ.
старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер.
9. Пересказ отрывков из произведений Пушкина по иллюстрациям.
А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. Что такое эпизод? Что такое иллюстрация (Ответы детей)
На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.
Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.
10. Итог занятия.
Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Арины? Чему учат нас сказки Пушкина?
Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.