Гумерова Разиля
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление рассказа «Весна пришла»
Тема: «Весна пришла»
Цель: Формирование у детей умения составлять небольшие рассказы о весне с опорой на наглядный материал.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
• Продолжать учить детей составлению рассказа, используя распространённые предложения;
• Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже, образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных и существительных;
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Составление рассказа „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• Обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной;
• Систематизировать знания детей о весне, как о времени года, о признаках весны;
2. Развивающие задачи :
• Развивать связную речь;
• Отрабатывать дикцию: учить внятно и отчётливо произносить слова;
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
• Развивать умения детей проявлять способности к творческой речевой деятельности.
3. Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к сезонным изменениям;
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, сверстников.
Методы и приемы:
Словесные : беседа с детьми, вопросы, ответы, словесная игра «Назови ласково», физминутка «На лужайке поутру», «Подснежник», чистоговорки о весне.
Наглядные: картина из фетра, схемы-карточки «Признаки весны», веточка вербы, видеоматериал (фрагмент) «Пробуждение природы», карточки солнышко и тучки.
Практические: составление детьми весенней картины.
Словарная работа:
Активизация словаря: cлова по лексической теме «Весна»;
Обогащение словаря: проталинка, первоцвет;
Закрепление словаря: капель, верба, демисезонная одежда, грачи, почки.
Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о временах года, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения «Подснежник» П. Соловьева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева, чистоговорок о весне, загадывание загадок, хороводная игра «Жаворонок», малоподвижная игра «На лужайке поутру», словесная игра «Скажи наоборот», дидактическая игра «Времена года».
Материалы и оборудование: веточка вербы, мяч, мольберт, на котором прикреплен фланелеграф, вырезанные из флиса плоскостные зеленые листочки, солнце, медведица, медвежонок, серый заяц, грачи, проталинки, травка, подснежники, домик, сосульки, речка, курточка, брючки, карточки солнышко и тучки, в уголке природы баночка, вода в лейке.
Планируемый результат:
-Дети умеют составлять небольшие рассказы о весне с опорой на наглядный материал, используя распространённые предложения;
-У детей систематизированы знания о весне, как о времени года;
-Дети внимательно слушают воспитателя и сверстников;
Ход НОД.
Вводная часть
Дети проходят в группу.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
-Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы у меня внимательные. Оглянитесь вокруг: может быть заметите в группе что- то новое?
Дети оглядываются вокруг.
Дети:
-В уголке природы появилась веточка вербы!
Воспитатель:
-Какие вы у меня молодцы! Быстро нашли веточку вербы!
-Как вы думаете, для чего нужна нам веточка вербы?
Дети:
-Наступила весна, нужно подготовить группу!
Воспитатель:
-Я согласна с вами, ребята! Нужно убрать все зимнее с уголка природы!
-Присаживайтесь на стульчики, ребята!
-Давайте рассмотрим нашу веточку?
-Что на ветке вербы есть?
Дети:
-На веточке есть почки!
Воспитатель:
-Подставьте свои ладошки. Я проведу по ним веточкой, а вы расскажите о ней.
-Скажите, какие почки у вербы?
Дети:
-Почки у вербы мягкие, нежные, пушистые комочки.
Воспитатель:
Почему именно сейчас набухают почки у всех деревьев и кустарников?
Дети:
-Наступила весна, пригревает солнышко, становится теплее.
Воспитатель:
- Скажите, а могло бы это случиться зимой?
Дети:
-Нет, зимой очень холодно, солнце не греет, деревья спят.
Воспитатель:
-Напомните мне, когда наступает весна, после лета или после осени?
Дети:
-Нет, весна наступает после зимы.
Воспитатель:
-Аня, назови весенние месяцы?
Дети:
-Март, апрель, май-это весенние месяцы.
Воспитатель:
-Тимофей, повтори, пожалуйста, названия весенних месяцев.
Дети:
-Март, апрель, май - это весенние месяцы.
Воспитатель:
-А какой сейчас месяц?
Дети:
-Сейчас месяц март.
Воспитатель:
- Ребята, что же нам с веточкой теперь делать?
Дети:
-Поставим эту веточку вербы в воду. (поручить Ане)
Воспитатель:
- Аня, поставь, пожалуйста, веточку вербы в воду!
-Как вы думаете, ребята, что произойдет с ней?
Дети:
- Она пустит корни!
Воспитатель: Мы понаблюдаем с вами и проверим это.
Основная часть
1. Воспитатель:
- Названия весенних месяцев вы знаете хорошо.
А сейчас проверим, так ли хорошо вы знаете признаки весны. У меня для вас задание. Слушайте внимательно!
По группе разложены карточки с изображением признаков времен года. Вам нужно найти одну карточку, на которой будет изображен признак весны и встать в круг.
Дети ходят по группе и выбирают себе картинку с изображением признака весны.
Воспитатель:
-Теперь нужно показать выбранную вами карточку всем детям и сказать, что же на ней изображено.
Дети поднимают повыше свою карточку со схемой, показывая ее детям и называют признаки весны.
-Весной солнце не только светит, но и греет.
-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.
-Весной с крыш домов свисают сосульки.
-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.
-Весной появляются первые цветы (подснежники).
-Весной просыпается медведь после зимней спячки и выводит медвежат.
-Весной с тёплых стран прилетают птицы.
-Весной животные меняют шубки.
-Весной появляются первые насекомые.
-Весной появляется первая травка.
-Весной щебечут птицы.
-Люди переоделись в демисезонную одежду.
-Весной день становится длинней.
Воспитатель:
-Днём с сосулек капает вода. Как называется это явление в природе?
Дети:
-Это явление в природе называется капель.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, все верно сказали!
-Рома, возьми корзиночку, пройди, собери у всех деток карточки, пусть они хранятся у нас в уголке природы.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте вспомним чистоговорки о весне!
А-А-А: к нам пришла весна
У-У-У: я на улицу хочу!
О-О-О: как весною хорошо!
Цы-Цы-Цы: прилетели к нам скворцы.
Ы-Ы-Ы: зацветают все сады
На-На-На: травка первая видна,
Да-Да-Да: в ручейке журчит вода,
Га-Га-Га : тают белые снега!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
2. Воспитатель:
-Присаживайтесь на стульчики, ребята!
Воспитатель включает видеозапись на интерактивной панели.
-А еще весной появляются проталинки. Проталинка- это то место, где растаял снег и открылась земля. На проталинках появляются первые травинки и цветы. Эти цветы называются первоцветы.
Вот такие чудеса происходят весной.
-Камилла, как называется место, где растаял снег и открылась земля?
Дети:
-Это проталинка.
Воспитатель:
-Саша, повтори. Есения, повтори.
-А как называются первые цветы, Рома?
Дети:
-Первоцветы.
Воспитатель:
- Повтори, Артём. Полина, повтори.
-Ребята, помните стихотворение про «Подснежник», это тоже первый весенний цветок. Давайте его обыграем.
-Становитесь в круг.
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу погода тепла и ясна, скажите, ведь правда,
Что это весна?»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель:
-Молодцы, проходите на стульчики! Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы называете это слово ласково и возвращаете мне мяч.
Цветок-цветочек, солнце-солнышко, луч-лучик, красивый-красивенький, трава-травинка (травка, дерево-деревце, зеленый-зелененький, ветка-веточка, лист-листочек, нежный-нежненький, облако-облачко, птица-птичка, медведь-мишка, заяц-зайчик, куртка-курточка, ручей-ручеек, снег-снежок, ветер-ветерок, лужа-лужица, река-речка.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем на весенней лужайке.
Дети на ковре, выполняют движения в соответствии с текстом.
Физминутка
На лужайке поутру (дети встают в круг)
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре (расходятся)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (бегают)
Побежим наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (снова встают в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
3. Воспитатель:
-Как весело мы поиграли! Присаживайтесь на стульчики, ребята!
-Ребята, мы говорили о том, что нужно оформить группу к весне. А все ли в уголке природы соответствует этому времени года? Взгляните на нашу картину, какое время года на ней изображено?
Дети:
-Зима!
Воспитатель:
-Что же нам делать?
Дети:
-Нужно изменить картину!
Воспитатель:
-Полина, возьми ее и положи на стол!
-Ребята, вы все можете сделать так, чтобы на картине была изображена весна. На столе лежат элементы, при помощи которых вы можете изменить картину. Нужно выбрать соответствующие весне и прикрепить на фон, какие-то необходимо заменить. Будьте внимательны, выбирайте только те детали, которые соответствуют весне.
Коллективная работа детей. Включить видеозапись «Пробуждение природы»
Дети:
-Мы закончили!
Воспитатель:
-Полина, прикрепи картину на мольберт!
-Ребята, присаживайтесь на стульчики!
Воспитатель:
- Глядя на эту картину, так и хочется рассказать о весне!
-Как вы думаете, с чего нужно начать свой рассказ?
Дети:
-Рассказ нужно начинать с того, что наступила весна.
Воспитатель:
О чем вы расскажите потом? Наверное, о сезонных изменениях в природе?
-Как вы думаете, ребята, какими словами можно закончить свой рассказ?
Дети:
-Можно сказать, чем мне нравится весна!
Воспитатель:
-Кто хочет первым рассказать о весне?
Приглашаются 3-4 ребенка для составления рассказа. При необходимости воспитатель задает наводящие вопросы, подсказывает ребенку.
Воспитатель:
- Молодцы! Как замечательно вы рассказали о весне.
Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю вам оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что вы хорошо потрудились на занятии, что у вас все получилось, то вы берёте солнышко, а может быть что-то показалось вам непонятным, трудным, тогда возьмите себе тучку.
Дети подходят к столику и берут солнышко либо тучку.
Воспитатель:
-Кирилл, объясни, пожалуйста, почему ты выбрал тучку?
-Есения, я вижу у тебя солнышко. Что тебе понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы столько знаете о весне, что если нарисуете ее, я уверена- у вас получатся прекрасные рисунки, которые мы оформим в альбом. Таким образом мы подготовим нашу группу к весне. Но этим мы займемся с вами после сна. А сейчас наше занятие окончено, всем спасибо.