Валентина Михайлова
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда к нам приходит хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Дать детям представление об особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в старину и настоящее время.
Закрепить понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;
Обобщить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
Развивать: логическое мышление; интерес к экспериментированию; мелкую моторику рук; творческие способности и умение реализовать замысел.
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Откуда к нам приходит хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Интеграция
Речевая деятельность: развивать грамматический строй речи; правильное произношение слов: трактор-тракторист; комбайн-комбайнер; сеять-сеялка; молотить - молотилка.
Экспериментально-продуктивная: умение переключаться на другой вид деятельности; реализовать на практике знания из личного опыта; учить лепить булочки.
Социализация: умение сотрудничать в коллективе, понимать и поддерживать сверстников.
Предварительная работа: экскурссия в хлебобулочный магазин; чтение Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», Н. Семёнова «Хлебушко», К. Ушинский «Как хлеб на стол пришёл»; подвижная игра «Пекарь», сожетно-ролевая игра «Магазин».
Материал: картины «На пашне» М. К. Клодта; «Сеятель» Г. Г. Мясоедова; «Жатва» Г. Г. Мясоедова; «Рожь» И. И. Шишкина; кукла Атнер (герой чувашских сказок); колоски ржаные и пшеничные; зёрна пшеничные и ржаные; иллюсрации с изображением мельницы, трактора, комбайна; стариных орудий труда (серп, молотилка ручная); игра «Профессии»; готовое дрожжевое тесто для лепки булочек; формы, мука, доска, фартуки, шапочки.
Организация деятельности.
К детям в гости приходит герой чувашских сказок - Атнер. Он приносит с собой корзину, покрытую салфеткой. В корзине: каравай чёрного хлеба, булка, баранки; колосья пшеничные и ржаные, зёрна пшеничные и ржаные. Предлагает отгадать загадки и узнать, что в корзине.
Атнер:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо.
И мягко, и кругло, и ломко,
И чёрно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Атнер:
Ребята, вы знаете как из колоска получается хлеб? Хотите узнать откуда хлеб пришёл?
Моя бабушка очень интересно рассказывала мне о том, как они в старину трудились и выращивали хлеб.
Хлеб всегда пользовался почётом и уважениением. Гостя на Чувашской земле всегда хлебом солью встречали. Даже пословицы сложили: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».
Атнер:
Раньше люди сеяли и убирали хлеб в ручную: пахали на лошадях с плугом, убирали серпом, мололи на мельнице. Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Раньше хлеб пекли только из ржаной муки. Люди говорили: «Ржаной хлебушко-калачу дедушка». Очень трудно было убирать колосья в ручную. Женщины не разгибая спины с утра до вечера жали серпом колосья ржи, складывали в снопы, сушили, затем молотили. Хлеб добывался потом. Из какой муки пекут чёрный хлеб. ржаной.
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Чёрный хлеб на столе -
Нет вкусней на земле.
(Я. Дягутите)
Атнер:
В настоящее время выращивать и убирать хлеб помогают сильные машины. Придумали эти машины конструкторы, а собирали - рабочие на машиностроительном заводе.
Что же это за машины? Трактора, сеялки, комбайны.
А кто планирует куда и что сеять? Агрономы.
Что происходит весной на полях? Весной, лишь только оттает и подсохнет земля, на полях начинается пахота.
Чем вспахивали землю в старину, а чем сейчас? Едет по полю трактор, а ведёт его. тракторист.
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой послушной и рыхлой.
Что дальше? Теперрь можно начинать сеять. К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы, ржи.
А как сеяли раньне? Покажите.
Упражнение «Сеем хлеб»
Атнер:
Появились первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром,
Всё лето за полями ухаживают. Самолёт над полями разбрасывает химическую жидкость - она уничтожает все сорные травы.
Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба.
Наконец созрел хлеб, что дальше? Хлеборобы начинают жатву. Тогда в поле выходит другая машина.
«Он идёт - волну сечёт, из трубы зерно течёт». (Комбайн)
Ребёнок:
Посеяли хлеб хлеборобы весною
Созрел он и встал золотистой стеною
И слышит страна; за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Атнер:
Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает, обмолачивает, высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны. Знаете ли вы, кто управляет комбайном. комбайнер.
А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите.
Упражнение «Жнём хлеб»
Куда везут готовое зерно? Готовое зерно везут на мукомольный завод.
Мука готова. Что дальше? С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, где пекут хлеб.
Кроме ржаного хлеба что ещё пекут на хлебозаводе? Булки, баранки, батоны.
Из какой муки пекут белый хлеб? Пшеничной.
Вот у меня в мешочке смешались зёрна пшеницы и ржи, нужно их разделить. Сумеете?
Игра - упражнение «Раздели пшеничныые и ржаные зёрна»
Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный и душистый хлеб. Без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин. Чувашский народ говорил: «Не трудиться - хлеба не добиться».
Кто управляет всей этой сложной техникой? Конечно, человек. С утра до вечера работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыпается зерно, пропадает урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома на нашей чувашской земле золотого хлеба. «Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре», - говорили в народе.
Ребёнок:
Склонила тяжёлую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
(Я. Дягутите)
Игра «Профессии» (дети вспоминают: агроном, тракторист, комбайнер, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь, кондитер и т. д.)
Воспитатель:
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не выбрасывать хлеб.
Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам когда-нибудь? А вы помогали им?
Я предлагаю вам и Атнеру, попробовать своими руками испечь хлеб. У меня под салфеткой готовое пшеничное тесто, давайте налепим булочки. Сначала помоем руки, оденем шапочки, завяжем фартуки. Для каждого имеется доска, скалка, тарелка с мукой.
Приступим к делу, а ты Атнер следи за тем, чтобы дети работали аккуратно. Ладони протираем мукой, чтобы тесто не прилипало, берём тесто, катаем в руках круговыми движениями. Готовую булочку кладём в формочку, украшаем сверху.
Эксперименально - продуктивная деятельность «Приготовим булочки»
Ребёнок:
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу
Из муки замесим тесто -
В формочках в печи ей место
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Воспитатель:
Какие молодцы, все старались! А сейчас отнесём поднос на кухню и поставим в духовку.
Пальчики потренировали, они стали крепкие и умелые. Теперь убираем своё рабочее место: «Умелые руки, не знают скуки».
(Пока готовятся булочки, дети убирают своё рабочее место, моют руки.)
Атнер предлагает поиграть в чувашскую народную игру «Пекарь».
(Среди игроков выбирают водящего — пекаря. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: «Успеешь ли испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: «Сумеешь пи догнать?»
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Правила игры. Пекарь останавливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встаёт с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то останется водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если те, обежав его, взялись за руки.
Из кухни приносят готовые булочки.
Ребёнок:
Вот он, хлебушк душистый,
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
(С. Погореловский)
Воспитатель предлагает отведать свежие булочки. Дети присаживаются за столы. В ходе чаепития воспитатель подводит итоги.
Что нового для себя вы узнали? Какой путь прошёл хлеб от зёрнышка до стола.
А интересно ли было вам готовить хлеб своими руками?
Вкусные получились булочки?
Угостим вечером своих родителей?
Спасибо, тебе Атнер, что рассказал нам - откуда хлеб на стол пришёл! Наши дети узнали многое, и то, что хлеб приготовленный своими руками, вкуснее всего.