Ирина Бычина
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода-волшебница».
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, закреплять знания об агрегатных состояниях воды.
Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственные мнения.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Вода».
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом, льдом, рассматривание иллюстраций воды, репродукции Айвазовского.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Вода-волшебница“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Просмотр мультфильмов “Серая шейка”, “Дюймовочка”.
Подвижная игра, “Какой бывает вода?”, “Море волнуется”.
Загадки о разных состояниях воды.
Интеграция образовательных областей:
«Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественный труд» «Безопасность».
Оборудование: Сундучок с загадками, полиэтиленовые мешочки с кусочками фруктов, изображения капелек воды, стаканы с соленой и пресной водой, яйцо, свечи, акварельные краски, кисточки, трафареты бабочек, плакаты по ОБЖ, ватман.
Ход занятия
Дети заходят в группу, там кругом капли воды.
- Радость побежала по дорожке
Радость распахнула все окошки
Радость разбудила всех детей
Радость пригласила к нам гостей
Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте ребята! Ребята, я знаю, что вы любите играть. Ой, а что это у нас такое на полу, цветах, игрушках?
Дети высказывают свои мнения и предположения, откуда могли взяться капли (дождик, кто-то пролил воду, накапало с потолка).
Появляется озорная девчонка с лейкой в руках, в волосах блестят мокрые ленточки. Девочка хохочет, брызгает ребят и приглашает в свою сказочную страну.
Капелька. - Меня зовут Капелька. Я приглашаю вас в гости. Ой, только я забыла, как называется моя страна. Ну, ничего, у меня есть сказочный сундучок, в нем загадки и яркие буквы, если вы правильно отгадаете, то из букв получится слово, и я вспомню, в какой стране я живу.
Загадки.
Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами, играя, прохладный … (ручеек). Отгадав, дети получают букву “В”.
А за поворотом. Тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая (река).
Дети получают букву “О”.
Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную грозовую … (тучу).
Дети поучают букву “Д”.
Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался…. (дождик).
Дети получают букву “А”.
Дети читают слово «Вода»
Капелька вспоминает, что она из страны воды. Да, моя страна называется Вода. Давайте посмотрим фрагмент фильма о воде, о её красоте и силе.
Демонстрируем фрагмент фильма “ Голубая планета”.
Воспитатель - Как вы думаете, где в природе можно встретить воду?
Где на улице вы встречали воду?
- Представьте, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? Растения, животные, люди погибнут. Дети приходят к выводу, что воду надо беречь!
-Да вода нужна всем, надо чтобы ее было много. Капелька, попроси - ка своего друга Дождика лить целыми днями.
Дети поют попевку :
Дождик, дождик пуще,
Дадим тебе гущи
Дадим тебе ложку,
хлебай понемножку.
- Здорово будет, правда?
Дети не соглашаются и высказывают свои предположения.
Подвижная игра “Капельки”.
Мы с вами капельки (дети берутся за руки). Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. Ручей впадает в реку и вдруг река падает с высоты. Что это? (водопад)
Дети берутся парами, река течет и впадает в море (дети делают большой круг, взявшись за руки).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал). Спросить детей, какая геометрическая фигура у нас получилась. А сейчас вода закружилась на одном месте, что это? (водоворот)
Река впадает в Северный Ледовитый океан и стало очень холодно. Капельки прижимаются близко друг к другу крепко – крепко. Во что мы превратились? (в лед). Пригревает солнышко и лед начинает таять, и капельки летят вверх. А сейчас, во что мы превращаемся? (в пар). Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?
После рассказов, педагог вместе с детьми, делает выводы.
Вода в виде пара, связи между частичками воды нет, каждая движется сама по себе.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
Вода - в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом: вода в твердом состоянии - лед.
Капелька - Я больше люблю воду в жидком состоянии. Наберу в реке или луже и поливаю, вот и вас угостить хочу, пожалуйста, попробуйте! Предлагает детям пить грязную воду.
Воспитатель останавливает.
Дети объясняют, что нельзя пить грязную воду.
Воспитатель - Ребята, какие полезные напитки можно пить?
Словесная игра “Съедобная жидкость”.
Дети называют полезные напитки.
А откуда появляется сок?
-А как можно узнать в каком фрукте или овоще больше воды (выдавить из него жидкость).
Что можно использовать для выжимания сока? В руках у детей пластиковые мешочки с кусочками фруктов. Какой фрукт содержит больше воды? Что легче выдавливать апельсин или яблоко? Почему?
– А что полезного есть в соке? Мы его пьем только потому, что нам вкусно или есть другая причина?
Дети говорят о витаминах.
Воспитатель – Ребята, с водой - волшебницей, происходит много чудес,
я хочу показать вам фокус. Два стакана с водой, в которые по очереди опускаем яйцо. Почему сырое яйцо в одном стакане тонет, а в другом нет? Кто из вас ребята, был на море? Какая там вода? Почему в солевом растворе сырое яйцо не тонет? Сделаем вывод, где легче плавать в солёном море или в пресном озере?
Воспитатель - А сейчас, я предлагаю вам стать волшебниками и сделать необычный волшебный рисунок, подходите к столу берите кисточки и раскрасим бабочку необычным способом. Работа со свечкой и акварелью. Работы прикрепляют к листу ватмана, который раскрасили заранее.
Воспитатель - Ребята, а у меня еще есть рисунки, давайте их рассмотрим и объясним, что можно делать, что делать нельзя. Дети объясняют, в каких случаях необходимо соблюдать осторожность вблизи водоёмов.
Девочка читает стихотворение.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
(все дети хором) ВОДА!
Воспитатель – Вода – волшебница, она присутствует везде, без неё невозможна жизнь на нашей планете. Что нового вы узнали сегодня из нашего путешествия? Мы с Капелькой хотим угостить вас соком. Дети пьют сок и рассматривают коллаж выполненный ими.