Елена Карамушко
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ж. Слово — предложение — текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с буквой Ж. Научить различать её, составлять из различных материалов. Повторить ранее изученные буквы, формировать навыки элементарного чтения и письма. Дать понятие о предложении, о правилах написания предложения.
Материалы: буквы Ж, ж в художественном изображении, природный и бросовый материал, буквенный конструктор. Сюжетные картинки, художественные буквы, «На что похожа буква?», кассы букв и слогов.
Ход занятия
1. Знакомство детей с буквой Ж. ж.
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Буква Ж, Слово — предложение — текст“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- Дети, очень интересная буква хочет с нами познакомиться. Она прислала вам замечательное стихотворение, вы послушайте его и попробуйте догадаться, кто это? Как её зовут?
Эта буква широка
И похожа на жучка.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
(С. Маршак)
- Правильно!
Это буква - Ж
А это – К,
Целый жук
И пол жука.
(А. Шибаев)
(Показ картинки «На что похожа буква»)
- Придумайте слова с буквой Ж.
2. Подвижная игра «Пчелки».
- Дети, скоро буква Ж отправиться в путешествие, а на прощание она хочет поиграть с нами в игру «Пчелки». Вспомните, как жужжат пчелки? А если они обрадовались. Увидев много цветов? А сесли они хотят спросить: «Кто это?» А если они рассердились, пожужжите грозно!
Воспитатель спрашивает детей: «Вы, ребята, наверное, все видели пчелок, слышали, как они жужжат на цветочной клумбе, над маминым вареньем. Пчелки собирают с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. А кто из животных очень любит мед? Правильно, медведь. Он подходит к домику – улью, где живут пчелы, а пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Медведь хочет забрать оттуда мед, но пчелки не дают. Выбираем считалкой медведя.
Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
(считалку выучить заранее)
Слова пчелки – мамы : Полетели пчелки
Собирать мед с цветочков.
Мишка – медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки, домой!
Слова пчелок : Этот улей – домик наш,
Уходи, медведь, от нас:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него, Медведь старается их поймать.
- А теперь пора прощаться с буквой Ж.
До свидания, буква Ж,
Мы прощаемся уже!
- Составьте портреты буквы Ж из палочек, веревочек, проволочки.
2. Формирование навыка элементарного чтения.
3. ЖА ЖУК НОЖ ОДИН ЖУК
ЖО ЖАБА ЖОРА ДВА ЖУКА
ЖУ ЛУЖА ЖАН-НА ПЯТЬ ЖУКОВ
4. Слово – предложение – текст.
Вывешивается картина «Дети катают шар» (можно заменить любой другой картиной).
Воспитатель: Послушайте внимательно мой рассказ:
Дети прокатывают шары в ворота. Сережа катит красивый шар Коле. Коля ловит шар.
- О чем я сказала в начале?
- Про кого сказала?
- Что я сказала про детей?
- Да, я сказала про детей, что они катают шары.
- А потом про кого я сказала? (Про Сережу).
- Что я сказала о нем? (Сережа катит красный шар Коле).
- А потом про кого я сказала и что? (о Коле, он ловит шар).
- В моем коротком рассказе три предложения. Первое предложение : «Дети прокатывают шары в ворота». Второе: «Сережа катит красный шар Коле». И третье: «Коля лови шар».
- Когда мы рассказываем о чем-нибудь, мы говорим предложениями.
(Вывешивается картина «Дети кормят цыплят» или другая по усмотрению педагога).
- Составьте, дети, самостоятельно короткий рассказ.
Вызванный ребенок составляет рассказ. Повторить его, делая паузы между предложениями, спросить у детей:
- Какое было первое, второе, третье предложение?
Если необходимо, можно задать такие вопросы: о ком, о чем говорится в этом предложении, или в другом? Про кого, про что говорится?
- А теперь такое задание: Я придумала предложение про кошку, оно начинается словами : «Кошка….». Какое, предложение я придумала? (Дети придумывают свои предложения).
- Следующее задание: «Бабушка, кошка, гладит». Я сказала предложение или нет? Правильно, это не предложение. Это просто отдельные слова. Чтобы получилось предложение. Нужно слова произносить правильно и последовательно.
БАБУШКА ГЛАДИТ КОШКУ.
(Выкладывает предложение из слов).
Воспитатель читает предложение. Предлагает детям прочесть предложение.
- Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
- В конце предложения ставится точка.
- Прочти первое слово предложения 2. 3.
- Из чего состоят предложения? (из слов)
Возьмите любую детскую книжку и предложите детям вместе найти и посчитать, сколько предложений напечатано на одной её странице. Прочтите с детьми маленькие предложения.
5. Итог занятия
Примечание: Во втором полугодии можно начать адресовать детям, наиболее хорошо различающим буквы, короткие записки. К празднику 8 марта дети сами могут подписать открытки – кто больший по объему текст, кто меньший, но тем не менее каждый ребенок может что-то сделать.