Людмила Елисова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе «Люблю берёзку русскую»
Цель: Формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке как к символу России.
Программные задачи: Формировать понятие, что белоствольную, всеми любимую русскую берёзку, издавна считают символом России, символом красоты русской природы.
Воспитывать в детях чувство любви к Родине, её природе.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Уточнять и углублять знания детей о берёзе :
-рассказать о значении берёзы в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
- о характерных особенностях берёзы в разное время года.
-Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогатить их словарь.
Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за берёзами на участке детского сада: молоденькой и старой в разные времена года, экскурсия в парк к берёзам, рассматривание картин русских художников И. И. Шишкин «Берёзовая роща» «Берёзовая роща», Аркадий Рылов «Берёзовый шум», Исаак Левитан «Золотая Осень», А. И. Куинджи «Берёзовая роща», чтение и заучивание стихотворений о Родине, о берёзе, рисование берёзы.
Разучивание песен, хороводов, игр, просмотр слайдов.
Оборудование: Презентация, ноутбук, проектор,
Аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят…»,
аудиозапись песни
Песня «Берёзка белая» муз. и сл. Г. Вихаревой. ; песня «У красы берёзки платье серебрится» муз. Е Теличеевой, сл. А. Абрамова; песня «Очень любим Родину» муз. Потапенко Т., сл. Найдёновой Н. ; песня-пляска «Ай, да берёзка» муз. Попатенко Т. сл. Ж. Агаджановой.
Дети входят в зал под аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят» и становятся полукругом. На экране демонстрируется берёзовая роща с девочками в русских народных костюмах и название занятия.
Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня наше мероприятие посвящается одному из символов России – березке.
Воспитатель : С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз!
С их царства, сквозного, молочного
И с пухлых ребяческих грёз.
Ребё нок: Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нет деревца другого,
Сердцу русскому милей.
Ребё нок: У задумчивой березки,
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Ребё нок: Курский край, ты наш любимый!
Нет тебя краше, милей!
Всюду березки родные,
И ароматы полей.
Воспитатель : Не случайно мы начали наш разговор именно с этих слов. Берёзка- символ России. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир
Дети, а сможете ли вы узнать березку среди других деревьев. Посмотрите, на экран, под какой цифрой она находится?
Д/и «Найди березу»
Воспитатель : А как вы догадались, что это береза?
Дети: Белый ствол, изогнутые тонкие ветки, листики похожие на монетки, сердечки.
Воспитатель : Да, верно. Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол.
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. С очень давних времен вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Её легко узнать из-за необычной коры.
- Чем необычна кора березы? (Ответы).
- А кто из вас знает, как называют березу за её кору? (белоствольной).
Игра «Собери целое из частей» (8 частей)
- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Я предлагаю вам собрать картинку из нескольких фрагментов, частей. (Дети собирают у магнитной доски картинку).
- Молодцы, ребята, красивая берёзка у вас получились, вы правильно и быстро собрали картинку!
- Кто сможет назвать части берёзы? (Дети показывают на иллюстрацию и называют ствол, крона: ветки и листья).
- Молодцы, ребята вы, правильно все назвали.
Воспитатель : Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?
Дети: В девушку, красавицу, принцессу.
Воспитатель : Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности.
Смотрите, а березки-то ожили, и превратились в девушек.
Танец Девушек – березок.
Берёзы ожили сказать про превращения.
Березка: Здравствуйте, ребята!
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С веточками кудрявыми – зелеными косицами?
Я, береза – любимое дерево всех русских людей. Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Я, березка, простого рода:
Мой батюшка – ясен месяц, он ночью мне светит.
Моя матушка – красное солнышко, оно летом меня греет.
Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.
В народе говорят: Где береза вырастает, там русский человек приживается.
Воспитатель : Про березку есть много пословиц и поговорок:
1. Сломать березу – секунда, вырастить – года.
2. И у березки слёзы текут, когда с неё кору дерут.
3. Кудрявая береза не удержит снега, плохой человек не удержит слова.
4. Берёза не угроза, где стоит там и шумит.
Березка: Дети, под русской березкой часто проводили хороводные песни и игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру.
ИГРА: Все становятся в круг, в центре круга девушка – березка.
Поют: Вот березонька стоит
И на нас она глядит,
Косы в ленты заплела
Сок березовый дала,
1-2-3 – ты к березоньке беги.
Дети берутся за ленты, кому не хватило ленты садятся на стул.
Воспитатель : Дети, для березок стихи приготовили.
Ребё нок: Белая берёза – Машина сестричка
У берёзы белой тоже есть косички
Машенька к берёзке белой подойдет
Ленточки красивые в косы заплетёт.
Ребё нок: Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.
Ребё нок: Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Воспитатель : Русский народ выбрал березку символом России:
• за её красоту;
• за её нежность;
• за её белизну и свет;
• за её полезность;
Воспитатель : На Руси водили хороводы вокруг берез, давайте и мы поводим хоровод вокруг березоньки.
Хоровод «Во поле березка стояла»
Воспитатель : Дети, как же ласково, любя, называют русские люди берёзку?
Дети: Кудрявая, моложавая, стройная, белоствольная, краса-березка, ненаглядная, красавица, светлая, чистая, подруженька.
Воспитатель : Да, дети, верно, березу называют и кудрявой, и белоствольной. Дети, а вы знаете, как называют белую кору березы? (Берестой).
Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит.
Рассматривание образцов берестяных изделий.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что береза помощник для человека, из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины. (Демонстрирует)
На Руси из бересты плели лапти.
Береста – это верхний слой березовой коры.
Береза предлагает п/и «Березовые лапти»
Березка: Я вам подарок принесла
Вот вам, дети лапти березовые. Кто спляшет смелей, не жалея лаптей?
(Дети становятся в круг и под музыку передают лапти, на ком закончатся слова: Песни «Эх, лапти мои»)
Лыка снова надерем
Лапти новые сплетем
(Тот выходит в круг танцевать).
Воспитатель : Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.
Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.
А ещё берёзка славится сладким и целебным березовым соком.
Дети, кто знает, когда можно собирать берёзовый сок? (ранней весной). Правильно!
Берёзка : Дети, а вы знаете, как правильно собирать сок с берёзы, чтобы не навредить ей? Сейчас мы тебе расскажем.
Сок добывают из стволов березы ранней весной, как только начинается соко- движение и начинают набухать почки. С одного дерева можно собрать 1-2 литра сока, больше собирать не рекомендуется, чтобы дерево не погибло.
После того как сок собран, чтобы не навредить берёзе, нужно замазать ранку специальной замазкой).
-Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы.
Воспитатель : Молодцы, ребята, много знаете о берёзе.
А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?
Дети: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать, защищать берёзку, ведь она живая!
И закончить нашу встречу хочется стихами.
1. Белоснежным символом России
Вдоль дорог стоят ряды берёз,
Днём над ними купол неба синий,
Ночью—трепетанье ярких звёзд.
2. Лёгкие берёзовые тени
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится лёгкий лист осенний
На ладони тёплые земли
3. И когда в чужом холодном море
Наплывёт о Родине печаль,
Вижу я ромашки в чистом поле
И лесов берёзовую даль.
4. В этот миг мне хочется невольно,
Чтобы ветерок сюда принёс
Песню величавости спокойной
Белоствольных ласковых берёз.
Дети исполняют песню «Берёза белая» муз. и сл. Г. Вихаревой.
Всё занятие сопровождается показом слайдов.
В конце берёзки угощают детей берёзовым соком (вносят банку в берестяной корзинке). (Угостим детей соком в группе).