Наталья Нохрина
НОД по изобразительной деятельности «Я и моя мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности на тему : «Я и моя мама».
Актуальность темы: Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для становления личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Данное занятие направлено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку-маме.
Публикация «НОД по изобразительной деятельности „Я и моя мама“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Цель: Развитие интереса детей дошкольного возраста к жанру портрета средствами литературы, музыки, изобразительной и двигательной активности. Воспитание чувства любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.
Способ организации: активно-деятельностный.
Вид детской деятельности : продуктивный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи психолого-педагогической работы с детьми:
Образовательные: Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Обогащать словарный запас.
Развивающие: Развивать зрительную память, интерес к различным видам изобразительной деятельности. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом.
Воспитательные: Воспитывать интерес к искусству. Воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы. Воспитывать аккуратность, неторопливость. Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.
Материалы и оборудование: белая и тонированная бумага, гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, салфетка, баночка с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы; цветовая модель, демонстрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).
Дидактические методы и приемы: беседа, дидактические игры, рассматривание, показ иллюстраций.
Литературный ряд: стихотворение Г. Р. Лагздынь «Мама устала».
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы; семейные фотографии, принесенные в группу.
Музыкальный ряд: «Вальс-фантазия» музыка Михаила Глинки.
Словарная работа: Портрет, автопортрет, парный, групповой, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т. д.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин известных художников (В. А. Серова, И. Е. Репина, И. Н. Крамского и др.). Беседа «Как мы провели с мамой выходной день». Рассматривание семейных фотографий, принесенных в группу. Рассматривание своего отражения в зеркале и составление словесных автопортретов и портретов мам. Разучивание поговорок и стихотворений наизусть: «При солнышке тепло, при матери добро» и т. д. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Инсценировка «Как я помогаю маме». Выставка детских работ. Дидактические игры.
Работа с родителями: рекомендации родителям: совместно с ребенком изготовить рамку для портрета.
Планируемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:
Любознательный, активный Активность в продуктивной деятельности, в беседе.
Эмоционально- отзывчивый Умение сохранять позитивный настрой на всем протяжении продуктивной деятельности. Умение выразить свое эмоциональное состояние словом. Испытывать радость от результата своей деятельности.
Овладевший универсальными предпосылками деятельности Умение работать по образцу, следовать правилу продуктивной деятельности.
Овладевший необходимыми умениями и навыками Освоение выразительности графики (точка, линия, штрих, цветное пятно). Умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
Организация пространства: Мольберт, на котором расположены репродукции картин известных художников-портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы. Напротив расставлены столы со стульчиками для выполнения работы. Рабочее место для детей заранее организовано: на столах лежат фотографии мам, принесенные из дома, гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, салфетка, баночка с водой.
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей Методическое обоснование
Организационный этап
2 мин. Демонстрирую детям детские и женские портреты (репродукции, художественные открытки, изображения в художественных альбомах).
Читаю детям стихотворение
Как хорошо, когда мамочка дома!
Мне каждая черточка в маме знакома.
Вот мама нахмурилась, значит-устала.
Я приставать с разговором не стала.
Мало ли в доме полезного дела?
Взяла лоскуток, на диванчик присела,
В иголку продернула пеструю нитку
И зайчику сшила, и зайчику сшила
Цветную накидку.
Потом посмотрели мы с куклой в окошко,
Потом поиграли в детсадик немножко.
Включать телевизор я тоже не стала.
Подумаешь, сказка? Подумаешь, сказка?
Ведь мама устала.
-О чем это стихотворение? (О маме)
-Как дочка позаботилась о маме? (Она дала маме отдохнуть, потихоньку занималась своими делами.)
Дети входят в группу
Рассматривают репродукции, открытки. Слушают стихотворение Г. Р. Лагздынь «Мама устала».
Наглядный метод – метод демонстрации.
Вводный этап
3 мин. -Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.
Обязательно картина называется…. (Портрет).
-На портретах обычно представлен один человек, но могут быть изображены два человека и даже целая группа. Такие портреты называются: парный и групповой. На портретах люди изображаются узнаваемо-такими, какие они есть на самом деле. Художник передает овал лица (круглое, овальное или заостренное, худое или полное); форму прически и цвет волос; форму и цвет глаз, очертание губ и носа. Но это еще не все! Хороший художник-портретист обязательно старается «разгадать» характер своей модели-т. е. человека, которого он рисует, его настроение.
Садятся за столы.
Словесный метод – метод беседы.
Практическая работа
15 мин.
-Давайте нарисуем гуашевыми красками красивые портреты «Мы с мамой улыбаемся» и к празднику мам оформим выставку в детском саду. Не забывайте, что портреты, на которых изображены два человека, называются парными (от слова «пара», что означает два).
-Обратите внимание на опорные рисунки, они вам напомнят последовательность работы над портретом.
-Давайте вместе обсудим, в каком порядке будем рисовать (последовательно показываю и комментирую этапы, прикрывая полоской бумаги последующие).
Физ. минутка.
Нам с вами необходимо очень постараться! Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку!
Рано утром лобик моем, (поглаживают от середины лба к вискам)
Щечки моем, (подгаживают сверху вниз от виска к подбородку)
Глазки моем. (поглаживают подушечками пальцев от внешнего к внутреннему углу глаза)
Носик чисто протираем. (поглаживают сверху вниз от переносицы к кончику носа)
Рот мочалкой натираем. (круговые движения рукой вокруг губ)
-Напоминаю, что мы рисуем парный портрет. Как правильно расположить лист бумаги?
(-Горизонтально)
-Затем нужно наметить середину, с одной стороны нарисовать большой овал-голову мамы, с другой стороны нарисовать овал поменьше-голову ребенка.
-Советую вспомнить, какие у мамы глаза, волосы. Вам помогут фотографии мам, которые лежат у вас на столах.
Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места. Не забывайте о правильной осанке.
Фоном включаю музыку Глинки «Вальс-фантазия».
(Карандашный эскиз; общие очертания головы; прическа; разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные карандашом); глаза; нос; улыбающийся рот; детали одежды и аксессуары.
Садятся за столы. Выбирают лист желаемого формата и цветного фона.
Словесный метод – метод объяснения.
Практический метод.
Рефлексия
3 мин. -Ребята, понравилось ли вам быть художниками?
-Давайте разложим наши портреты на демонстрационный стол, рассмотрим и попробуем ответить на вопрос: -Какие чувства вы испытывали, когда рисовали маму? -Что вы вкладываете в понятие «любовь к маме»? Ответы детей.
Ответы детей. (любить маму искренне, честно, от всего сердца, нежно, красиво, преданно, постоянно)
Закл. этап
2 мин. -Наше творчество подходит к концу. Итогом нашей работы будет выставка портретов. Мы их украсим красивыми самодельными рамками, которые вы изготовили дома. Все мамы смогут полюбоваться вашими достижениями.
Дети составляют устные поздравления своим мамам (воспитатель может записать высказывания детей на обороте портретов или на поздравительных открытках).