Елена Александрова
НОД по ФЭМП в средней группе «Квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ФЭМП в средней группе.
Тема: Квадрат.
Формировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить с родителями в магазин? (Да).
- В какие магазины вы чаще всего ходите? (Продуктовый. овощной, обувной, магазин игрушек).
- А вы знаете, что такое витрина магазина? (Специальное окно, где показано, какой товар продают в магазине).
Темочки:
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- Если мы, посмотрим на витрину магазина, то догадаемся, что в нем продают? (Да, догадаемся).
- А как называется этот магазин? (Тоже догадаемся).
Стук в дверь. Появляется кукла Аня.
- А это маленькая Аня, познакомьтесь.
- Аня не умеет по виду витрины определять название магазина и просит вас научить ее.
- Хотите научить Аню определять название магазина по его витрине? (Да).
- Сможете? (Да).
- Что для этого надо сделать? (Выйти на улицу, подойти к магазину и рассмотреть витрину).
- Давайте отправимся прямо сейчас в какой-нибудь магазин и возьмем с собой Аню. Согласны? (Да).
- На чем можем отправиться? (Пешком, на машине, на автобусе, на такси, на троллейбусе, на трамвае).
- Отправимся на трамвае. Я буду кондуктором, а вы, ребята и маленькая Аня – пассажирами.
(Воспитатель прикрепляет бейджик кондуктора и «продает» билеты. На билетах изображены по три фигуры: треугольники и кружочки разного цвета, точно такие же на местах в трамвае (стульчиках).
- Приобретайте билеты, ищите свои места и присаживайтесь.
Дети берут куклу Аню и садятся на места.
Слайд с изображением трамвая и звук стука колес.
Трамвай отправляется.
2. Актуализация.
Актуализировать опыт выделения общих свойств предметов.
Название остановок соответствуют названию магазина.
Остановка возле магазина, на витрине которого расставлена различная обувь.
Слайд с изображением витрины с обувью.
(Воспитатель беседует с детьми в роли кондуктора)
- Догадались ли вы, как называется магазин? (Обувной).
- Почему так решили? (На витрине видим сапоги, кроссовки, туфли.
- Как назвать это одним словом? (Обувь).
- Значит, этот магазин? (Обувной).
- Аня удивляется, почему такие разные предметы назвали одним словом?
- Разве у них одинаковый цвет, размер? (Нет).
- Разве они сделаны из одинакового материала? (Нет).
- Что же общего у этих предметов? (Обувь надевают на ноги для того, чтобы было тепло и удобно ходить).
Подитог:
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили, что магазин обувной, потому что знаете название обуви.
- Аня, ты запомнила? (Да).
Следующая остановка возле магазина, на витрине которого лежат овощи.
Слайд с изображением витрины с овощами.
- Догадались ли вы, как называется этот магазин? (Овощной).
- Почему так решили? (На витрине лежит лук, перец, капуста, огурцы).
- Как назвать это одним словом? (Овощи).
- Значит, этот магазин? (Овощной).
Подитог:
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили, что это овощной магазин, потому что знаете название овощей.
- Аня, ты запомнила? (Да).
Следующая остановка у магазина, на витрине которого находятся книги.
Слайд с изображением витрины с книгами.
- А это что за магазин? (Книжный).
- Почему вы так решили? (На витрине – книги).
- Кто знает, что еще продают в книжном магазине, кроме книг? (Журналы, раскраски, открытки).
Подитог:
- Правильно, ребята, молодцы! Вы очень внимательно смотрите, что находится на витрине магазина, и правильно определяете его название.
- Аня, ты поняла, как по витрине определять название магазина? (Да).
3. Затруднение.
Создать ситуацию для выделения предметов квадратной формы.
Трамвай двигается дальше. На следующей остановке находится магазин, на витрине которого различный товар. Дети рассматривают витрину из окна трамвая.
Слайд с изображением различных предметов квадратной формы.
- Догадались ли вы, как называется этот магазин? (Нет).
- Давайте выйдем из трамвая и рассмотрим поближе, что выставлено на витрине этого магазина.
Дети выходят из трамвая и подходят поближе к «витрине» (экрану).
- Я снова воспитатель. (Снимает бейджик кондуктора).
- Посмотрите внимательно на витрину. Кто догадался, как называется этот магазин? (Часовой).
- Почему так решили? (На витрине – часы).
- Хорошо. А кто еще как думает? (Технический).
- Почему так решили? (На витрине – телевизор).
- Хорошо. Кто еще как думает? (Магазин сумок).
- Почему так думаешь? (На витрине – сумка).
- Хорошо. Кто еще как думает? (Принимаются все ответы детей).
- Как мы назовем одним словом предметы из витрины? (Не знаем).
- Мы можем объяснить Ане? (Да).
- Объясните, какой это магазин? ….).
- Так сможете объяснить Ане, какой это магазин или нет? (Нет).
Подитог:
- Да, вы не знаете, какой это магазин, и Ане объяснить вы не сможете.
- Давайте разбираться? (Да).
3. Открытие нового знания.
Формировать представление о квадрате и познакомить с некоторыми свойствами квадрата (4 стороны, 4 угла).
- Давайте выясним, чем похожи эти предметы?
- Одинаковый ли у предметов цвет? (Нет). Размер? (Нет).
- Из чего сделана коробка? (Из картона). Платок? (Из ткани). Часы? (Из пластика).
- Значит, материалы, из которых сделаны эти предметы одинаковые или разные? (Разные).
- Может быть все эти предметы имеют одинаковую форму? (Не знаем).
- Посмотрите внимательно и вместе со мной – я указкой, а вы пальчиком проведите по одной стороне картины. (Показывает).
- Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова заверните за угол и т. д.
- Сколько раз вы завернули за угол? (4).
- Значит сколько углов у картины? (4).
- А у телевизора, платка и т. д. (4).
- У всех предметов в этом магазине 4 угла, 4 стороны, у всех предметов одинаковая форма. Так? (Да).
- Кто знает, как называется эта форма? (Квадрат).
- Сколько у квадрата сторон? (4) Углов? (4).
- Объясните Ане, в каком магазине вы находитесь? (В магазине, где все предметы квадратной формы).
- Ребята, давайте придумаем название этому магазину. (Квадратик, квадратный и т. д.).
- Назовем «Квадратик».
4. Включение нового знания в систему знаний.
Закреплять умение выделять квадратную форму в окружающей обстановке.
Часть 1
На слайде квадратных товаров в углу телевизора включить звук – звонок телефона.
(Звонит телефон. Воспитатель берет трубку).
- Ребята, менеджер магазина «Квадратик» приглашает вас зайти в магазин и помочь.
(Воспитатель превращается в менеджера, надевает форму, бейджик).
- Теперь я – менеджер.
- Ребята, раньше у магазинов не было витрин и название на них не писали, просто висела вывеска, глядя на которую, люди понимали, что здесь продается.
На экране по очереди появляются картинки: сапожок, репка, книга.
- На какой магазин можно повесить такую вывеску?
Дети определяют названия магазинов.
- Что должно быть изображено на вывеске нашего магазина? (Квадрат).
- В городе таких магазинов много, целая сеть. Их больше, чем «Магнитов» и «Пятерочек» и на каждый нужно сделать вывеску.
- Хотите сделать такие вывески? (Да).
На слайде изображение квадрата.
Дети по 2 чел садятся за столы, перед каждым лежат вперемешку 2 коротких полоски (длина одинакова, и 2 длинных полоски (длина одинакова). Кулу Аню сажают рядом. Она наблюдает.
- Выложите с помощью полосок квадрат.
- Получилась у вас такая же вывеска? (Нет).
- Что же нужно сделать, чтоб вывеска была такой же? (Нужно взять полоски одинаковой длины).
- Почему? (У квадрата все стороны одинаковой длины).
- Поменяйтесь друг с другом и сложите квадрат из полосок одинаковой длины. Получилось? (Да).
- Аня, ты поняла, как у ребят получился квадрат? (Да).
- Вывески готовы.
- Ребята, а давайте сделаем еще одну вывеску, цветную. Согласны? (Да).
Дети вырезают ножницами цветные квадратики. Менеджер помогает Ане вырезать квадратик. Затем складывают маленькие квадратики в один большой разноцветный квадрат. Приклеивают на альбомный листок и ламинируют, отрезают лишнюю полоску, чтоб получился квадрат. Делают из веревочки петельку, чтоб можно было повесить.
- Вывеска готова. Её можно повесить на наш магазин. Спасибо вам ребята за помощь.
Менеджер магазина провожает ребят из магазина.
- Я снова воспитатель. И теперь, ребята, нам пора возвращаться в садик. Садимся в наш трамвай, на свои места.
На слайде изображение трамвая и звук стука колес.
Часть 2.
- Вот мы и в садике.
- Оказывается, в нашей группе тоже есть товары из магазина «Квадратик».
- Ребята, принесите Ане по одному предмету из магазина «Квадратик», чтоб она запомнила квадратную форму.
Дети самостоятельно ищут предметы квадратной формы.
Подитог:
- Аня всех вас благодарит. Теперь она запомнила форму квадрата и удивилась, сколько у нас в группе вещей из магазина «Квадратик».
- Скажем Ане до свидания.
Аня уходит.
Осмысление.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (Ездили на трамвае, были в магазине «Квадратик»).
- Что полезного сделали, кому помогли? (Научили маленькую Аню определять название магазина по витрине, узнали о новом магазине «Квадратик», помогли менеджеру сделать вывеску для магазина).
- Понравился вам магазин «Квадратик»? (Да).
- Чем он вас удивил? (Там все товары квадратной формы).
- Ребята, как вы думаете, Аня теперь будет узнавать квадрат? (Да).
- А вы? (Да).
- Спасибо. Вы молодцы!