Юлия Авдюнина
НОД по формированию пространственных представлений «В гостях у бабушки Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию пространственных представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности.
В гостях у бабушки Зимы.
Цель: закрепление квазипространственных, пространственно-временных, оптико-пространственных представлений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Закрепление представлений о признаках зимы;
• Уточнение названий и последовательности зимних месяцев;
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• Закрепление навыка употребления предлогов и наречий в свободной речи;
• Закрепление представлений о прошедшем, настоящем и будущем времени;
• Развитие общей и мелкой моторики;
• Совершенствование координации «глаз – рука»;
• Закрепление навыка фонематического анализа;
Коррекционно-развивающие задачи:
• Профилактика дисграфий: оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
• Развитие избирательности, переключаемости внимания;
• Совершенствование общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
• Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;
• Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.
Интеграция областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическое развитие.
Оборудование:
Бланки к упражнению «Найди домик бабушки Зимы»;
«Загадочные квадраты» по количеству детей
Схемы предлогов по количеству детей
Наборы цветных карандашей
Тетради и пеналы детей.
Предварительная работа:
Наблюдения и беседы об изменениях, происходящих в природе. Работа с календарями наблюдений.
Закрепление временных представлений.
Чтение художественной и натуралистической литературы.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: На улице лежит снег.
Дети: Холодно.
Логопед: Ребята, сколько всего зимних месяцев? Перечислите их, пожалуйста.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какой месяц наступает после января?
Дети: Февраль.
Логопед: Какой месяц перед январём?
Дети: Декабрь.
Логопед: Какой месяц находится между декабрём и февралём?
Дети: Январь.
Логопед: Ой, посмотрите, нам снежное письмо пришло. Да оно от бабушки Зимы! Она приглашает нас в гости. Пишет, что Метельки расшалились, устроили беспорядок в избушке, просит помочь. Даже объясняет, как найти её домик. Что-то мы засиделись. Пойдёмте, погуляем, заодно и бабушке Зиме поможем?
Дети: Пойдёмте!
II. Совершенствование мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Зима».
Слайд 2.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идут» по столу указательным и средним
пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой
стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;
ладошки под щёку.)
III. Ориентировка на листе. «Найдём домик бабушки Зимы».
Слайд 3.
Логопед: Вот мы и добрались до полянки, на которой бабушкин домик стоит. Интересно, который из них? А вот она в письме разъясняет, как его найти. Выполним задания и найдём домик бабушки Зимы, его крыша должна остаться белой.
• Крышу дома, который находится в левом верхнем углу, отметьте (раскрасьте) синим цветом.
• Крышу дома, который находится в правом верхнем углу, отметьте (раскрасьте) красным цветом.
• Крышу дома, который находится между этими домами, отметьте (раскрасьте) жёлтым цветом.
• Крышу дома, который находится слева посередине, отметьте (раскрасьте) зелёным цветом.
• Крышу дома, который находится в правом нижнем углу, отметьте (раскрасьте) оранжевым цветом.
• Крышу дома, находящегося под домом с жёлтой крышей, отметьте (раскрасьте) фиолетовым цветом.
• Крышу дома, находящегося над домом с оранжевой крышей, отметьте (раскрасьте) чёрным цветом.
• Крышу дома, который находится внизу посередине, отметьте (раскрасьте) голубым цветом.
Логопед: Ребята, который из домиков остался с белой крышей?
Дети: Это домик в левом нижнем углу.
IV. Шифровка. Закрепление навыка ориентировки во времени.
Слайд 4
Логопед: Ребята, бабушка Зима пишет, что для того чтобы войти в её избушку нужно набрать код. Она предлагает сыграть в игру «Вчера – сегодня – завтра». Отгаданные символы и будут кодом. Внимательно послушайте её задание и выполните диктант в тетрадях.
Логопед:
Я пойду кататься на санках.
Ребята лепят снеговика.
Мы катались на коньках.
Ещё осенью медведи впали в спячку.
Мы ждём весну.
Весна обязательно наступит.
V. Уточнение представления о предлогах и их схемах. Выделение предлогов в речевом потоке.
Слайд 5.
Логопед: Вы прекрасно справились! Здравствуй, бабушка Зима, мы с ребятами получили твоё письмо с просьбой о помощи, и сразу пришли к тебе.
Посмотрите, ребята, как метельки-хулиганки смяли ковровую дорожку. Давайте-ка её расправим. Что-то мне напоминают узоры на этой дорожке? Ой, это же символы маленьких слов, давайте-ка разложим их по порядку.
Логопед: Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ о зиме, а вы, как только услышите маленькие слова, берите их символы и кладите друг за другом слева направо. Это и будет ковровая дорожка.
Зима.
Зима – прекрасное время года. В небе кружатся весёлые снежинки. На деревьях и домах лежит снег. С крыш свисают сосульки. Ребята лепят из снега снежную бабу. По лыжне прошли лыжники. А под кустом прячется зайчишка от лисицы.
Логопед: Посмотрите, как красиво дорожка развернулась.
VI. Физминутка. «Танцующие человечки». Закрепление навыка чтения пиктограмм. Совершенствование общей моторики, ориентировки в схеме собственного тела.
Слайд 6.
Логопед: Вы такие молодцы! Но, мне кажется, мы немножко засиделись, так можно и в ледышки превратиться. Смотрите-ка, Метельки зовут нас поиграть. Пойдёмте?
Дети: Пойдём!
Дети выполняют упражнения с опорой на пиктограммы.
VII. «Загадочные квадраты». Закрепление навыка оптико- пространственной ориентировки на листе. Совершенствование координации «глаз-рука».
Слайд 7.
Логопед: Хорошо мы размялись, заодно и согрелись. Ой, бабушка Зима, что это? Доброе волшебное заклинание? Бабушка Зима, а ты можешь его прочитать? Нет? А можно мы с ребятами попробуем? Ребята, попробуем?
Дети: Да!
Логопед: Вот магические таблички. Сейчас мы попытаемся прочитать волшебное заклинание. Чтобы не запутаться, запишите его в тетрадь. Приготовьте рабочую строку: три клетки вниз, две клетки вверх. Давайте вспомним правило написания предложения.
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.
Логопед: Молодцы! Итак, приступим.
Логопед читает заклинание. Дети записывают фразу.
*, 3, 3, 2, 2, 3
#, 2, 1, 4, 2.
VIII. Закрепление навыка чтения и фонематического анализа.
Логопед: Ребята, прочитайте, пожалуйста, заклинание.
Дети: Пришла весна.
Выполняют звуко-слоговой анализ предложения.
Логопед: Ребята, смотрите, что произошло. Бабушка Зима превратилась в красавицу Весну. В награду она дарит вам подарки.
Кажется, наше приключение заканчивается. Давайте прощаться. До свидания, красавица Весна! Совсем скоро она придёт к нам сама.
Дети: До свидания!
Слайд 8.
IX. Итог занятия.
Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Сначала мы вспомнили признаки зимы и названия зимних месяцев, потом к нам прилетели письма-снежинки, потом?
Дети: Мы пошли в гости к бабушке Зиме. Потом искали её домик.
Дети: Играли в игру «Вчера – сегодня – завтра» и отгадывали код, чтобы войти в дом.
Дети: Потом наводили порядок в домике бабушки Зимы и делали коврик из маленьких слов.
Дети: Потом играли в «Танцующих человечков».
Дети: Потом разгадывали волшебное заклинание.
Логопед: И, не забудьте, вам передали подарки. А наше занятие закончено.