Татьяна Дремучёва
Конспект НОД по обучению грамоте а подготовительной к школе группе
Цель:
Закрепление знаний по разделам программы «звукопроизношение», «обучение элементам грамоты», «лексико-грамматические категории», «связная речь».
Задачи:
- закрепитьумения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов; навыков составления из слогов слова;
-закрепление в речи детей лексический материал по теме «Дикие и домашние животные и их детёныши»;
-закрепить у детей знания о школе, правилах поведения в школе, школьных
принадлежностях;
-развивать у детей мышление, внимание, память, речь и
фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте а подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (артикуляционная гимнастика, динамическая пауза)
-воспитывать культуру общения, дружелюбие, аккуратность при работе
с карточками.
Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово».
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки для дидактической игры «Где чей дом?», карточки с заданиями, картинки животных и их детёнышей.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги.
Ход:
1. Воспитатель: здравствуйте, дорогие ребята! Все вы очень хорошо занимались, научились произносить звуки и продолжаем их правильно, чётко и красиво произносить.
Сегодня нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
СЛАЙД
Артикуляционная гимнастика (на экране)
Гимнастика для глаз «Цветная полянка».
(Дети следятглазами, не поворачивая головы за появляющимися цветами на полянке)
Воспитатель (на столе стоит сундучок):
Что за чудо - сундучок?
И закрыт он на замок!
Мы хотим узнать что тут?
Может, сказки в нем живут?
Может мячики, машинки, или
Красивые картинки?
-А вы как думаете, откуда он, что в нём? А как же нам открыть его? (ответы детей)
СЛАЙД
Воспитатель: ребята, этот сундучок передала нам Мудрая Сова. Чтобы узнать что там находится, надо открыть сундучок, а для этого Сова предлагает выполнить задания. После выполнения каждого задания мы будем открывать по одной букве на замке сундучка. Сегодня мы узнаем о том, без чего нельзя обойтись в школе. Готовы к выполнению заданий? Но сначала вспомним:
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
Скажите, какие звуки мы называем гласными?
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
- Молодцы!
2. Обратите внимание на картинки животных (медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка, олень, енот). Какие это животные? (дикие (В лесу) Правильно, а давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети отделяют слоги в словах хлопками)
А вот и первое задание, чтобы получить первую букву –нужно соединить одинаковые слова.
белка заяц
лиса волк
заяц лиса
волк белка
Мы правильно выполнили задание и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
СЛАЙД
Дети получают букву З. (Выставляется на сундучке)
Воспитатель: следующеезадание - определить звук с которого начинается слово и распределить картинки по звуковым гномам. К синему гному- предметы, которые начинаются на согласный твердый звук, а к зеленому гному - предметы названия которых начинаются на согласный мягкий звук.
Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву В…
(на экране появляется буква – В).
СЛАЙД
Дети получают букву В
3. Динамическая пауза
Воспитатель: а теперь мы отдохнем (раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «животное»-«жилище животного» дидактической игры «Где чей дом?»
А теперь - не зевай
И где чей дом?
Быстро угадай!
Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку) Пары картинок: лиса- нора; волк- логово; медведь - берлога; белка– дупло…
Воспитатель: (звенит звонок). Для чего звенит звонок? Приглашает на урок. Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно (Дети садятся за «парты»)
Пальчиковая гимнастика: «В школу»
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду.
(дети «шагают» пальчиками по столу)
Научусь писать, читать,
Быстро правильно считать.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Я большим учёным буду!
Но свой садик не забуду.
4. Воспитатель: и ещё задание - всё расставить по местам!
Со слогами нет тут лада.
Переставьте всё как надо!
Ба-со-ка, са-ли, ведь- мед, яц-за….
- Молодцы! Вы справились!
СЛАЙД
(на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У
Прочитайте слово и выберете нужную картинку. Расскажите, кто мамы этих детёнышей.
(козлёнок, лисёнок, котёнок, телёнок, поросёнок, щенок, волчонок)
У козлёнка мама –коза. ….
- Молодцы! (на экране появляется буква – К).
СЛАЙД
Дети получают букву К (Выставляется на замке сундучка)
- Мы собрали все буквы.
- Какое слово получилось?
СЛАЙД
Дети читают слово «ЗВУК»(
- Составьте схему слова ЗВУК.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
СЛАЙД
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
СЛАЙД
Воспитатель: А сейчас пришло время открыть сундучок (открывают его и находят там школьные принадлежности).
Много предметов передала нам Мудрая Сова. Все они тоже пригодятся вам в школе.
А как мы их назовем, одним словом? (школьные принадлежности)
СЛАЙД
- Вспомните, какие задания пришлось нам выполнить, чтобы открыть сундучок? (ответы детей). Какие задания оказались трудными? Какие игры вам понравились?
- Всё что вы сегодня узнали, пригодится вам в школе.
А сейчас, ребята, если вам понравилось сегодня заниматься и вам было интересно, поставьте карандаш любого цвета в стаканчик, если не понравилось, карандаш не ставьте.
Стихотворение о школе. Что такое школа Автор: Л. А. Арсенова
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит «школа»!