Оксана Захурдаева
Конспект музыкального занятия «Зимняя дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные: познакомить детей с творчеством композитора Георгия Свиридова. Прослушать произведения «Вальс», «Зимняя тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Закреплять представление о коротких и долгих звуках; повторить ранее изученный репертуар
Развивающие: Развивать у детей умение воспринимать музыку оживленного, тревожного характера, развивать творческое воображение; внимание и наблюдательность;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Зимняя дорога“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитательные: Воспитывать в детях любовь к Родине, к русской музыке, литературе, живописи.
Пособия и оборудование: проекционный экран, ноутбук, проектор,портрет композитора, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображениями русской тройки, предметы – «карточки-колокольца», музыкальные инструменты : металлофон, маракасы, бубенцы, деревянные
Репертуар: музыка Г. Свиридова, русская народная песня «Звонкая песенка», песня «Госпожа Метелица» муз. и сл. З. Я. Роот, музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие», ложки.
Ход НОД:
1. Приветствие: Дети входят в музыкальный зал под музыку. Песня «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарев.
2. Музыкально- ритмические движения:
М. Р: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, что изображено на нем?
Дети: Мы видим на ней танцующих людей.
М. Р: Правильно. Они танцуют «Вальс».
(Рассматриваем и комментируем иллюстрацию).
М. Р: Под музыку композитора Георгия Свиридова «Вальс» мы сейчас познакомимся с упражнением «Ветер и ветерок».
М. Р: Ребята, вы должны стараться двигаться ритмично, в характере музыки.
(По показу музыкального руководителя дети изучают движения, заостряя внимание детей на плавных движениях рук, которые не должны быть напряженными в плечах и локтях. На первые четыре такта дети изображают ветви деревьев, слабо колышущиеся ветром: руки вперед-вверх, вправо-влево. На последующие такты ветер усиливается: меняется амплитуда рук, дети отставляют ногу в сторону.
3. Слушание:
М. Р: Ребята, я хочу вас пригласить сегодня в путешествие по зимнему лесу. А поедем мы в лес под музыку замечательного русского композитора Георгия Свиридова. Закройте глаза, и представьте, что вы едете на санях по зимней дороге в лесу.
(Звучит музыкальная иллюстрация «Зимняя тройка» к повести А. Пушкина «Метель»).
М. Р: Музыка может о многом нам рассказать. Вы сейчас убедитесь в этом сами. (под музыку чтение стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»).
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
М. Р: Мы сейчас прослушали музыкальную иллюстрацию «Зимняя тройка» к повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Это произведение написал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Он родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец работал на почте, а мама – учителем в школе. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе по классу фортепиано у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. С 1936 по 1941 год Георгий Свиридов учился в консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года) в городе Ленинграде. Сейчас этот город называется Санкт- Петербург. В1937 году был принят в Союз композиторов СССР (показ портрета на экране).
М. Р. : Ребята, прослушайте пожалуйста отрывок произведения с начала. Я бы хотела поговорить с вами о характере произведения.
(Дети подбирают слова- определения к музыкальному произведению : подвижная, стремительная, живая и т. д.).
М. Р: Посмотрите пожалуйста на иллюстрацию художника Елены Михайловны Самарской «Русская тройка». Эта иллюстрация очень подходит к музыке композитора. Эта тройка с бубенцами мчит нас по зимнему лесу.
Самарская Елена Михайловна «Русская тройка»
4. Упражнение-песня на развитие голоса, укрепление дыхания:
М. Р: В зимнем лесу холодно, и морозно, даже перехватывает дыхание. А чтобы восстановить его мы познакомимся с русской народной песней «Звонкая песенка» (исполняет песню) :
Колокольца – бубенцы, раззвонились, удальцы.
Дили, диги, диги-дон. Отгадай, откуда звон?
М. Р: Ребята, скажите пожалуйста какой характер у прослушанной нами песенки?
Дети: Добрый, игривый, светлый, задорный, звонкий.
М. Р: Выберите пожалуйста одно слово, из перечисленных ранее, которое наиболее точно определяет характер песни.
Дети: Звонкий.
М. Р: Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно это слово?
Дети: Потому что в песенке поется о колокольчиках - бубенцах, очень звонких удальцах.
М. Р: Спасибо, я с вами совершенно согласна. Предлагаю назвать нашу песенку «Звонкая песенка!». А теперь, после того, как мы выучили текст песенки, прохлопаем ее в ладоши. Отметим короткие (два колокольчика, и долгие (один колокольчик) звуки. Предлагаю выложить ритм песенки на карточках. (показывает правильный вариант на экране, а дети выкладывают ее на своих карточках).
таким же образом выложить следующую фразу песенки-«Дили, диги, диги-дон. Отгадай, откуда звон»).
М. Р: Прохлопаем «колокольца» –длительности сначала без музыки, а затем проговорим ритм песенки. После этого споем ее под аккомпанемент.
Пение:
М. Р: Продолжим разучивание песни «Госпожа Метелица». Прошу обратить ваше внимание на слова припева «Здравствуй, здравствуй». Постарайтесь услышать мелодию, и спеть чисто. А так же проговорим слова «здравствуй», «заснеженным», «стелется».
Здравствуй, здравствуй, госпожа Метелица!
Снег сверкает, снег кружится,по дорожкам стелется.
5. Музыкально дидактическая игра : «Наше путешествие» :
М. Р: Ребята, давайте составим небольшой рассказ о нашем путешествии, (при помощи музыкальных инструментов) в котором мы сегодня побывали? Послушайте, я начну, а вы продолжите. - Мы спустились по лестнице (ребенок играет на том инструменте, который педагог показывает на экране, например- металлофон) :, и вышли на улицу. Затем мы сели в сани на тройке (играют бубенцы или бубен) :
и помчались в зимний лес (коробочка или ложки, когда мы приехали, то поднялся сильный ветер. Деревья зашумели (маракасы).
Вы можете продолжить мой рассказ или составить свой.
6. Заключительная часть:
М. Р: Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу. Скажите пожалуйста,
с каким композитором мы сегодня познакомились?
Дети: Георгий Васильевич Свиридов.
М. Р: Какие названиия его произведений вы запомнили?
Дети: Мы запомнили музыкальные произведения «Вальс», «Зимняя тройка».
М. Р: Правильно ребята. Георгий Васильевич Свиридов создал большое количество прекрасной музыки. В дальнейшем, мы еще не раз встретимся с творчеством композитора на наших занятиях.
М. Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, что нового вы узнали сегодня из нашего путешествия?
Дети: Мы познакомились со стихотворением великого русского поэта Александра Сергеевича. Пушкина «Зимняя дорога». Выучили новую русскую народную песенку под названием «Звонкая песенка».
М. Р: Спасибо, ребята, вы сегодня были очень внимательны. Попрощаемся песней «До свидания» М. Л. Лазарева.
Под музыку дети направляются к выходу.