Елена Терехова
НОД «Путешествие по реке времени» для детей подготовительной группы
ЦЕЛЬ: Создание условий для обогащения знаний детей о истории и развитии разных бытовых предметов в окружающем мире людей.
Задачи: обогащать представление детей о мире окружающих предметов; познакомить детей с историей и развитием бытовых предметов и электроприборов в жизни человека, вызывать интерес к достижениям научно-технического процесса; закрепить знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, полиции, скорой помощи; развивать речь, внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения, логическое мышление.
Публикация «НОД „Путешествие по реке времени“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
1. Организационный момент. Приветствие: «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» (поворачиваются к гостям лицом)
Загадка. «У меня есть сундучок. Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк. Тайну сундучок хранит.
Что же в сундучке лежит?».
Восп.
- И правда, что за тайну хранит сундучок? Давайте его откроем. А открыть его нам помогут вот такие слова:
«Сундучок наш, сундучок, приоткрой – ка свой бочок».
Приоткрывается крышка сундука и слышится: «Апч – хи, апч –хи».
Восп.
– «Ой, кто это чихает?
Из сундука раздается голос:
Кузя: «Это я, Кузя».
Восп. - -Какой такой Кузя?.
Кузя: «Я хозяйственный такой, добрый Кузя – домовой.
Дом от бед я берегу, сказки сказывать могу.
Чтобы был в избе покой, рад стараться домовой».
Восп. - Ребята, давайте поздороваемся с Кузей.
(Дети здороваются)
Восп. - Кузя, а что ты делаешь в пыльном сундуке?
Кузя : - Да что – то мне стало скучно сидеть за печкой, и я решил немножко поиграть. Вот и пошел искать себе игрушку, а нашел вот этот сундук. Дай, думаю, загляну в него. Приоткрыл я крышку, а она «хлоп» и закрылась. Спасибо вам, что помогли мне выбраться из него.
Восп: - Кузя, а ты нашел то, что искал?
Кузя : - Нет. Ничего интересного я не нашел, кроме кучи старых, никому не нужных вещей. И зачем их только люди хранят? Не понимаю.
2. Мотивация.
Восп. – Знаешь, Кузя, часто люди хранят дорогие их сердцу вещи как память, а о других – просто забывают. Это, наверно, произошло и с твоей находкой. А ведь каждая вещь имеет свою особую историю.
Кузя: – Как это?.
Восп -А вот об этом нам сегодня расскажут наши ребята. Ты готов услышать эти удивительные истории?
А вы, ребята, догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Кузя: -Конечно. Но ведь вы еще не знаете, что я отыскал в сундуке?
Восп: Ребята, а вы хотите узнать что хранится в сундуке?
Восп: -Кузя, я ты нам подскажи.
3. Постановка проблемы, открытие нового.
Кузя: -Ну, нет, так не честно. Но вот если вы мне поможете собрать старую фотографию из частей, которую, я тоже в сундуке нашел, то сразу узнаете, о чем идет речь.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Домовенок достает конверты с разрезными картинками - утюг:
Дети собирают картинки 2 шт разных. (размер а 4) (старый и новый вид утюга)
Восп: Дети что у вас получилось? Что вы собрали?
Кузя: А почему они такие разные?
Восп: -Кузя, а ты знаешь историю утюга? Кто был его «дедушкой и бабушкой»?
Кузя: - Нет.
Вот сейчас тебе дети об этом расскажут и ты сам поймешь, почему они такие разные.
Восп : А вот послушай, что тебе сейчас расскажет….
Рассказ о появлении утюга с применением ИКТ
УТЮГ. («УТ – ОГОНЬ, ЮК – положить»)
С древних времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этой цели был изобретен утюг. Самым первым утюгом был плоский тяжелый камень, на него расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. Но такой способ оказался неудобным, и придумали новый. В России появились первые деревянные утюги, которые назывались «Рубель» .Это небольшая палка с рифленой стороной. Одежду наматывали на скалку и катали по столу рубелем. Катали очень долго и с большим усилием. Белье становилось намного белее, мягче, поэтому и говорили «не мытьем, так катаньем».
Позже люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой – нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. Так появился «УГОЛЬНЫЙ УТЮГ». Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки, которые и нагревали утюг. (утюги разных форм). ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДКА?
Дальше появились утюги из ТЯЖЕЛОГО МЕТАЛЛА. Его ставили на огонь, нагрева, а потом гладили. Но такой утюг был тяжелый, горячий, и быстро остывал.
Но человек постоянно стремился облегчить свой труд. С появлением электричества появился «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ УТЮГ». Сначала простейший, а затем такой, как сейчас – он устанавливает и температуру, и отпаривает одежду.
Кузя: - Молодцы! Теперь я понял на одной картинке, был угольный утюг, а на другой картинке электрический.
А теперь я вам предлагаю закрыть глаза, и сказать какой предмет издает такой звук.
Раздается телефонный звонок.
Восп: Узнали, что это?
Конечно это телефонный звонок. Значит о каком предмете мы сейчас с вами будем говорить?
- Кто хочет рассказать о телефоне?
Восп: - А вот тебе Кузя история про телефон.
Рассказ об изобретении телефона.
Телефон изобрели еще в древности. Первым предком телефона была ТЫКВА. Две вычищенных и высушенных тыквы соединяли веревкой и размещали в разных помещениях. И если щелкали по одной, то в другой раздавался звук.
Еще была служба «КОРОЛЕВСКИЕ УШИ». Люди стояли по горкам и передавали друг другу приказ короля по цепочке.
Затем изобрели первый аппарат. Это были две трубки – воронки, соединенные проводом. В одну говорили, а другую прикладывали к уху. Такое изобретение назвали «ТЕЛЕФОНОМ», что означает «звук издалека».
Позднее появились телефоны с «КРУТЯЩИМСЯ ДИСКОМ», затем «КНОПОЧНЫЙ» телефон.
А сейчас люди пользуются «МОБИЛЬНЫМИ ТЕЛЕФОНАМИ».
Восп: Мобильный – означает переносной, его можно брать с собой и общаться, где бы человек ни находился.
Восп. Ребята, у каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно. А есть номера телефонов, которые мы обязательно должны знать. Это номера очень важных служб. Каких?
Дети. Пожарной службы – 01; полиция – 02; скорая помощь – 03.
Развивающая игра «Правильный номер»
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Правильный номер» (детям раздаются карточки с номерами 01, 02, 03; на экране появляется картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар, травма, авария на дороге и т. д., а дети поднимают карточку с соответствующим номером).
Кузя:
- А вот об этом предмете существует такая загадка:
«Дом – стеклянный пузырек. И живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется». (электролампа)
Рассказ воспитателя о лампе с использованием ИКТ.
Давным – давно древний человек научился добывать огонь. Первым источником света стал КОСТЕР. Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. Потом появилась ЛУЧИНА – тоненькая палочка из палена. Люди заметили, что, если кусочек веревки обмотать в масло и поджечь, он будет долго и ярко гореть. Так появились СВЕЧИ И МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ. Позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. Они работали на керосине и сверху были закрыты стеклом – колбой. И, наконец, изобрели ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПУ и лампу ДНЕВНОГО СВЕТА.
Инсценировка отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Вчера - сегодня».
Лампа плакала в углу, за дровами на полу.
«Я голодная, я холодная! Высыхает мой фитиль
На стекле густая пыль. Почему – я не пойму
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали ранним вечером меня,
В окна бабочки влетали и садились у огня.
Познакомилась в столовой я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней 50 горят свечей.
Ну и лампа! На смех курам! Пузырек под абажуром.
В середине пузырька – 3 -4 волоска.
Вы, гражданка, самозванка! Вы не лампочка, а склянка!»
А она мне говорит:
«Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня льется свет чудесный,
Потому что я родня молнии небесной!
Я электрическая, я экономическая лампа!
Мне не надо керосина. Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток. Не простой я пузырек!
Если вы соедините с выключателем две нити,
Зажигается мой свет. Вам понятно или нет?».
Парафиновая свечка робко вставила словечко:
«Вы сказали, будто в ней 50 горит свечей?
Обманули вас бесстыдно: ни одной свечи не видно!».
Восп.
- Кузя, а как ты думаешь, что общего между современным телефоном, электрической лампой и утюгом?
Кузя: - Я не знаю.
Восп. - А давай об этом спросим ребят.
Дети: это электроприборы.
Восп: - А какие существуют правила обращения с электроприборами?
Восп:- Кузя, а что это у тебя на ногах?
Кузя:- А вы разве не знаете, это лапти. О них тоже есть загадка:
«Мы раньше обувью служили, крестьяне нами дорожили».
Наверно, и у лаптей есть своя история. Может вы, ребята, об этом узнаете и потом расскажете мне?
- А как вы думаете, удобно ли ходить в лаптях?
Ответы детей.
Кузя:- Конечно, у вас вон какая удобная обувь. В ней можно и бегать, и прыгать, и играть.
Воспит: - Кузя, а ты любишь играть?
Кузя: - Конечно.
Вот и дети тоже любят играть в разные игры.
Дети хором: «Кузя, Кузя домовой! Мы хотим играть с тобой.
Ты на месте покружись, влево – вправо поклонись
Ты за печкой не сиди, а играть к нам выходи.»
Проводится подвижная игра «Кто самый ловкий».
Правила игры: Дети стоят спиной вкруг с туфлей в руке, Кузя в центре круга.
Дети произносят слова: «Раз, два, три, ну – ка, туфелька, лети»
Кидают свою туфлю в круг. Кузя собирает обувь в кучу, одну прячет.
Дети:
«Туфельки готовы? Можно примерять обновы?»
Кузя:- Готовы. Примеряйте. Дети под музыку выхватывают свою туфлю из круга. Кто остался без туфли становится ведущим.
Продуктивная деятельность –ЧАСЫ В ФОРМЕ СМЕШАРИКОВ. (тогда надо вставить историю часов)Кузя дарит альбом о происхождении часов
Релаксация: Кузя:- Спасибо вам, ребята, за то, что сегодня я узнал много нового и интересного. А вы? Что вам больше всего понравилось? (высказывания детей)