Кроваткина Кристина
НОД по закреплению знаний по лексической теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».
Задачи:
Образовательные:
• закрепить понятия по лексической теме;
• Развивать фонематического восприятия;
• Отработать навык подбора слов-антонимов;
• Упражнять в образовании новых слов.
• Согласовывать существительные, прилагательные с числительными в единственном и множественном числах;
• Расширять тематический словарь: космос, космический, планета, астроном, созвездие, скафандр, инопланетяне, звезды,
Развивающие:
Публикация «НОД по закреплению знаний по лексической теме „Космос“» размещена в разделах
• Развивать фонематическое восприятия;
• Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.
Форма: Занятие-путешествие.
Оборудование:
Большие картинки планеты Земля и Марс, звездочки, конверты, рисунки атрибутов космоса для игр, мяч, фланелеграф, доска, музыка «Звуки космоса», портрет Гагарина.
Ход занятия:
Организационный момент:
Л. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с Вами отправимся в загадочное и фантастическое путешествие. Но куда мы отправимся, я вам не скажу, но я уверена, что вы сами догадаетесь, какое приключение нас ждет.
1. Игра «Собери и назови». Перед детьми лежат конверты с изображением: ракета разных цветов, скафандр, планеты, инопланетяне разных цветов, звезды разных цветов. Остальные картинки хаотично раскиданы на ковре.
Л. Ребята, загляните в свои конверты и рассмотрите внимательно, что у вас там лежит. А теперь ответьте мне полным ответом: у меня в конверте лежит «что» и «какого цвета». Я спрошу каждого по очереди.
А теперь ваша задача найти и собрать с ковра те предметы, которые похожи на те, что у вас в конвертике. Посчитайте, сколько у вас предметов. Полным ответом. (У меня две красных звезды. У меня пять синих скафандров).
Основная часть:
Л. Молодцы, ну что, догадались куда мы полетим? Зачем нам ракета, скафандр? Правильно, полетели в космос. Вставайте со стульчиков и готовимся к полету.
Физкультминутка «Космонавт»
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Л. Ребята, вот мы и прилетели в космос. А в космосе есть воздух? - Нет.
А что нам помогает дышать? - Скафандр.
А в космосе мы становимся тяжелее или легче? Почему? - Потому что невесомость.
Л. Посмотрите, из иллюминатора нашей ракеты видна какая- то планета. Что это за планета, как вы думаете? Правильно, это наша планета Земля.
Ой, а возле планеты Земля что летит? - Ракета.
Да ребята, это ракета, а вы помните, кто первый облетел землю на ракете? - Юрий Гагарин. Правильно. Юрий Гагарин самый первый облетел землю вокруг оси и вернулся целый и невредимый (показать портрет).
Л. А я предлагаю вам побыть астрономами, определить координаты ракеты, в какую сторону она летит. Приготовили наши телескопы. (скручиваем листочки) (Куда летит ракета? - Ракета летит влево, ракета летит вправо, вверх-вниз).
2. Игра «Зоркий астроном». На доске макет планеты земля и макет ракеты, луны, логопед меняет конфигурацию предметов, а дети называют (ракета полетит влево, вправо, верх, вниз, луна над Землей, под Землей и т. д.)
Л. Посмотрите, какой шар! Что это? Луна. Ребята, луна - это спутник земли. Это не планета. Луна находится рядом с Землей и летает вокруг нее, потому что Земля ее притягивает. Возьмите телескоп и определите, где сейчас луна относительно земли (скручиваем листочки в трубочку) Рома, где луна? Луна над землей, под землей, слева, справа, на Земле.
Л. Умницы ребята, вы хорошие астрономы. Смотрите, мимо пролетала комета. Кометы опасны? - Да, они могут разрушить нашу землю.
Дети, давайте поймаем комету.
3. Игра «Чей предмет». Я буду вам называть предмет и кидать комету, ваша задача поймать комету и сказать, чей это предмет. Например, чья комета? – моя комета. (Ракета, корабль, скафандр, космонавт, звезда, солнце, луна, телескоп, земля, астроном, созвездие, луноход).
Л. Ребята, молодцы, мы поймали комету, и она больше не угрожает Земле. А мы с вами приземлимся на планету Марс.
Садимся за столы.
Л. Устали мы с вами немножко, я предлагаю размять наши пальчики перед ответственным заданием.
Пальчиковая игра «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
На фланелеграфе планета Марс. Большой и маленький инопланетянин. Большие и маленькие картинки космонавт, солнце, луна, ракета, луноход, звезда, летающая тарелка, планета, телескоп на столе.
Л. Ребята, мы прилетели на красную планету. Кто знает ее название? – Марс. Ребята, мы с вами живем на планете Земля, значит мы кто? - Земляне.
А они живут на марсе, значит они – марсиане.
Ой, слышите? На Марсе нас кто-то зовет и плачет.
4. Игра Большой\Маленький. Большому марсианину большие предметы, маленькому – маленькие.
Дети, марсиане просят нас им помочь. Они убирали мусор на своей планете, но налетел космический вихрь и раскидал все предметы. Давайте поможем разложить большие предметы большому марсианину, а маленькие – маленькому. (Полным ответом. Большую ракету – большому марсианину. Маленькую – маленькому).
Заключение
Л. Молодцы! Мы помогли марсианам навести порядок на планете. Теперь у них снова чисто. Ну а нам пора возвращаться на нашу родную планету земля. Я вам сейчас разложу карты маршрутов домой. Ваша задача четко и красиво, ровно прорисовать маршруты и помочь ракетам добраться на родную планету.
5. Игра «Помоги ракетам добраться до планет». Развитие графо-моторных навыков.
Ура! Мы снова дома.
Рефлексия
Ребята, куда мы летали?
Что мы там видели?
На какой планете мы живем?
Кто первый космонавт, облетевший землю?
Что есть в космосе? Звезды, планеты, инопланетяне.
Мальчики и девочки, вы сегодня большие молодцы, вы были храбрыми и отважными, умными, и за это я Вас награждаю вот такой золотой звездой. Занятие окончено.