Наталия Жарова
«Главное слово на свете…» НОД по знакомству с монументом скульптора В. Нагорного «Мать-Покровительница»
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной группе
на тему: «Главное слово на свете…» (Знакомство с монументом скульптора В. Нагорного «Мать-Покровительница»)
Цель:
Публикация «„Главное слово на свете…“ НОД по знакомству с монументом скульптора В, Нагорного „Мать-Покровительница“» размещена в разделах
- Вечный огонь. Мемориалы и памятники войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Темочки
Расширять представления детей о скульптуре, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, характерные детали, поза, движения и др.). Развивать восприятие образности монументальной скульптуры В. Нагорного «Мать-Покровительница».
Воспитывать интерес, эстетическое отношение к монументальной скульптуре.
Развивать художественный вкус, уважение к труду скульптора.
Материал и оборудование: компьютер, слайды с изображением: картин известных художников (Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», Антонио Батичелли «Мадонна с младенцем», Петров-Водкин К. С. «Петроградская мадонна», Овчинников Н. В. «Чувашская мадонна», В. Дубровин «Портрет неизвестной с мальчиком», скульптуры «Мать-Покровительницы», животных и их детёнышей; аудиозапись песни «Мамонтёнок», отрывок стихотворения М. Карима «Эту песню мама пела», чувашский головной убор – хушпу, легенда о матери, сказка В. Сухомлинского «Крылья матери».
Дети входят в зал, встают в круг вместе с воспитателем.
1. Беседа о маме
Ребята, сейчас я вам загадаю загадку: Мазе, муттер, маман, мами, Ане… Кто-нибудь догадался о ком идёт речь? Правильно, о маме. А как вы догадались? Самое прекрасное слово на Земле – МАМА. Это первое слово, которое произносит человек, и оно на всех языках мира звучит одинаково нежно. Как вы думаете, если бы люди любили друг друга, как мать любит своих детей, изменилась ли жизнь на Земле? (рассуждения детей). У мамы самое чуткое и верное сердце, в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. Что вы чувствуете, когда долго не видите маму? Как вас успокаивает мама, когда вам плохо? (ответы детей). Многие художники, поэты, композиторы отразили в своих произведениях светлый образ матери.
Чтение отрывка стихотворения башкирского поэта М. Каримова.
Эту песню мама пела
На руках меня качая
Эту песню мама пела
В путь-дорогу провожая.
Мама пела эту песню
Мы давно расстались с нею…
И чем дальше голос милый,
Тем звучит он всё слышнее.
Слушание песни «Мамонтенок»
А вот какая замечательная песня о маме сейчас прозвучит. Включается песня «Мамонтёнок». А сейчас я предлагаю вам посмотреть картины великих художников, посвящённых материнству. Обратите внимание на образ матери, на их руки.
Показ слайдов на компьютере.
Какие чувства у вас возникли во время просмотра картин? Что общего в этих произведениях искусства? В чём проявляется ваша любовь к маме? Как вы заботитесь о своей маме? (ответы детей). Мы все должны быть внимательны к своим мамам. Послушайте, как об этом говорится в старинной легенде:
Пришё л человек к мудрецу и спрашивает:- Скажи мудрец кого из своих близких я должен любить, почитать больше всего. Мудрец незамедлительно ответил: - Больше всех ты должен любить, почитать свою маму. Затем этот человек снова спросил: - А кого я должен любить больше после моей мамы? Мудрец ответил: - Свою маму.
2. Рассматривание монумента «Мать - Покровительница»
Не только в легендах, стихах, песнях, произведениях живописи отражался светлый образ матери, но и в скульптуре.
Мы с вами смогли в этом убедиться, когда ходили на экскурсию к монументу «Мать-Покровительница».
Показ слайда с изображением монумента. Чем понравился вам Монумент? Что больше всего вас поразило? (ответы детей). Общая высота монумента 46 метров (это почти как 2 десятиэтажных дома). Как вы думаете, почему сделали монумент такого большого размера? (ответы детей). Давайте вспомним, как назывался монумент? Мать-Покровительница. Кто же такая «Покровительница? Что она может делать?
(укрывает, оберегает, покрывает.) (Ответы детей).
Не только люди заботятся о своих детях, но и животные любят, оберегают своих детёнышей.
(Просмотр слайдов животных с детёнышами).
Рассказывание сказки В. Сухомлинского «Крылья матери» (в сокращении) :
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Мир вокруг был ярким, зелёным, радостным. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Гусята были счастливы. Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя, с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло, уютно и безопасно.
Вопросы по сказке
Есть ли крылья у вашей мамы? Что вы чувствуете, когда мама обнимает вас своими руками-крыльями? (ответы детей). Показ слайда на котором одновременно изображены – монумент Матери-Покровительницы и пингвина с детёнышем. (см. фото).
Похожи ли руки Матери-Покровительницы на крылья? (рассуждения детей). Для чего нужны ей эти руки-крылья? («обнять» всю чувашскую землю и весь чувашский народ).
Пластическая гимнастика
Дети встают в круг и выполняют пластическую гимнастику с целью вхождения в образ. Дети садятся.
Почувствовали ли вы добро, защиту? Как вы думаете, почему монумент Матери-Покровительницы воздвигли на берегу залива? (рассуждения детей). Показ слайда с изображением чебоксарского залива. Не случайно выбрано место для монумента. Взор матери-Покровительницы обращён на Волгу, на морской порт, куда из разных стран всего мира к нам в республику прибывают гости. Руки, раскинутые в стороны – это встречающий жест, жест гостеприимства.
Рассматривание слайда с увеличенным изображением монумента.
Мать-Покровительница встречает гостей в чувашском национальном костюме. Это единственный монумент, в котором отражён чувашский узор. А как можно понять, что женщина в чувашском национальном костюме? (ответы детей). Обратите внимание на нагрудное украшение Матери-Покровительницы. А на более близком расстоянии видны украшенные чувашскими узорами поясные повязки.
Рассказ воспитателя о скульпторе В. Нагорном.
Показ слайда с портретом скульптора В. Нагорного.
В. П. Нагорнов родился в 1956 году. Это талантливый и опытный мастер, создавший в республике не один монумент. Восхищаясь красотой, мастерством чувашских женщин, президент Чувашской Республики Н. Фёдоров предложил художнику-скульптору В. Нагорному воплотить собирательный образ чувашских женщин в скульптуре. Показ слайда Н. Фёдорова с В. Нагорновым.
Под руководством В. Нагорнова творческая группа опытных и талантливых мастеров создала эскиз и макет монумента. А затем приступили к сооружению памятника, что было не так-то просто. Показ слайда с изображением В. Ногорнова с творческой группой мастеров. В связи с огромными размерами монумента он создавался по частям. Слайд головы Матери – Покровительницы. Обратите внимание на лицо Матери. Что можно о нём сказать? (ответы детей). Да, это молодая, красивая женщина с правильными чертами лица. Сначала памятник был сделан из гипса, а затем его одели в медные одежды. Рассматривание частей монумента (платья, рук и др.) Показ слайдов.
Мать стоит на высоком постаменте. Его опоясывает широкая лента украшенная чувашскими звездами. А какой узор в центре ленты? (ответы детей). С какими словами Мать – Покровительница хотела бы обратиться к людям? (рассуждения детей).
А вы хотите узнать, какие слова начертаны на постаменте? Послушайте, пожалуйста: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Эти слова побуждают жить и любить, творить и созидать, беречь мир и согласие. А закончить наше занятие я предлагаю пожеланиями друг другу. Воспитатель с детьми встают в круг, высказывают друг другу пожелания.