наталья котова
НОД «Моё имя» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по социально – личностному развитию
«Моё имя»
Задачи:
1. Образовательная. Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека. Совершенствование лексического строя речи; обогащение, активизация и расширения словаря по теме «Имя»; уточнение значения слов «Отчество», «Тёзка».
Формировать предпосылки учебной деятельности, облегчающие общение со взрослыми во время школьной адаптации и обеспечивающих социальную успешность детей в школе.
Публикация «НОД „Моё имя“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
2. Развивающая. Развитие связной речи; автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы. Ответы, реплики.
3. Воспитывающая. Воспитывать уважение к имени другого человека.
Оборудование: карточки со значением имени; карточки для игры «Найди пару»; пазлы именные; ребусы; лепестки и сердцевины для цветка; разнос; мяч; доска.
Ход:
I. Орг. момент. Приветствие:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- На Земле много живёт людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ростом, цвет глаз, характером, походкой, формой носа, рта)
- У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
II. Знакомство с историей русских имён.
- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.
- Что же такое имена? Для чего они нужны?
- Имена – это слова, но особые. Я расскажу, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (милая людям).
III. Значение имён.
- А вы хотите узнать, что означают ваши имена? (раздать полоски, на которых написано значение имени – дети читают)
Влад - владеющий славой Егор – обладатель силы
Илья - верный, крепкий Артем- здоровый, невредимый
Вова – владеющий миром Амир – повелитель
Полина – подруга Даниил – мой бог
Ваня – красивый Саша – защитник людей
Максим – самый большой Настя – возрожденная
Анжелика – ангельская Алёша - помошник
IV. Что можно узнать по именам?
- По имени можно немало узнать о человеке. Услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
• Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что вы можете сказать про этих людей? Кто они? («Андрюшенька» - мальчик, а «Анна Петровна» - женщина).
• Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша», что можно сказать про этих детей? (девочка и мальчик)
- Все верно, по имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, ребенок или взрослый человек.
V. «Найди пару»
- Я раздам вам карточки с именами, а вам нужно найти пару.
(Влад, Вова, Владислав, Владимир, Иван, Ваня, Александр, Анастасия, Саша, Настя, Татьяна, Максим, Алеша, Алексей, Таня)
VI. Игровое упражнение «Назови полное имя» (с мячом)
- Растёт человек, растут его дела, а с ним растёт и имя и человека называют по имени и отчеству.
- Кто знает, как образуются отчества? (по отцу)
- Кому кину мяч, тот называет, как звать сейчас и как будут звать, когда вырастет.
- Например, сейчас я Ваня, выросту буду Иваном Александровичем.
VII. Игра «Собери своё имя» (на полу)
VIII. Игра «Шифровальщики» (отгадывание ребусов)
IX. Использование имен
1. Имена используют в потешках для того, чтобы позабавить, повеселить малышей.
Вот и солнышко встает
Вот и лодочка плывет
Егор на лошадке
Мчит без оглядки
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком
И румяным пирожком»
2. Используют в скороговорках.
- А для чего нужны скороговорки? (чтобы научиться правильно говорить). На доске прикрепить скороговорки.
- Кто сможет прочитать скороговорку?
Быстро Егорка
Говорит скороговорку.
- А теперь поиграем с гостями: дети начнут скороговорку, а гости должны закончить.
• Съел Валерик вареник (а Валюшка ватрушку)
• У Зины в корзине подберёзовик (в коробке у Бори-боровик)
• Шла Саша по шоссе (и сосала сушку)
• Очень часто бьются (у Танечки блюдца)
• У Пети тачка, а (у Паши печенья пачка)
• Шёл Егор через двор (нёс топор чинить забор)
3. Используют и в частушках
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
С горки ехала Иришка
Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатили в снежный ком.
Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
X. Итог «Собери цветок»
- Каждому человеку приятно слышать своё имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает, как цветок. Вы сейчас попробуете собрать свой цветок. Возьмите сердцевину цветка и выберите лепестки с ласковыми именами и соберите свой цветок
- Теперь все запомнят, как надо обращаться друг к другу.