Наталья Петерман
НОД «Любимые Машины сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Любимые Машины сказки».
Составила воспитатель МБДОУ № 17 Петерман Н. В. 2016г.
Цель: Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи:
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Совершенствование навыков чтения слогов, слов, предложений.
- Закрепить умение детей делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов.
Публикация «НОД „Любимые Машины сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Развивать у детей с помощью словесных игр фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
- Познакомить с многозначными словами.
- Развивать коммуникативные способности детей, формировать навыки самооценки и самоконтроля.
Предварительная работа: Чтение сказок, беседы по ним. Чтение слогов и слов по таблице слогов. Занимательные словесные игры и упражнения со слогами. Составление предложений по заданным словам. Совершенствование звукового анализа слов.
Оборудование: Кукла Маша; коробочка с сюрпризом - «золотым ключиком» внутри. Конверты с заданиями. Задания на интерактивной доске (таблица слогов, музыка для физкультминутки, загадки). Карточки с буквами: З, Н, А, Н, И, Я. Карточки с картинками для звукового анализа слов. Набор цифр для каждого 1, 2, 3. Мячик.
Организационный момент: - Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь.
Воспитатель: Ребята! Мы с вами неоднократно помогали нашей гостье школьнице Маше делать уроки, помните? (Ответы детей). Вот и сегодня Маша опять пришла к нам в гости! И пришла она не с пустыми руками, а с сюрпризом. Но чтобы он вам достался, она принесла коробочку с загадками, чтобы проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе! А за каждое выполненное задание вы будете получать от Маши по карточке с буквой. Из этих букв вы составите слово и отгадаете, зачем же вам нужно идти в школу?
Ход занятия:
Воспитатель: Ну, что, вы готовы к испытаниям? (Ответы детей) Но, прежде чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Дети: - Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель: - А предложения из чего состоят?
Дети: - Из слов.
Воспитатель: - Из чего состоят слова?
Дети: - Из слогов.
Воспитатель: - А слоги из чего состоят?
Дети: - Из букв.
Воспитатель: - А чем отличается буква от звука?
Дети: Букву можно записать и прочесть, а звук только слышать.
Воспитатель: Молодцы! Считайте, что это была разминка. Откроем коробочку. Вот и первая загадка: Надо угадать главное слово в теме нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого каждая команда должна составить предложение из слов на этих карточка и прочитать эти предложения. («Стоял в поле теремок»; «Одна девочка ушла в лес»; «Жил да был старик со старухой»). От куда эти предложения? Значит, какое слово сегодня главное? «Сказка» (Дети составляют предложения, читают их, получают карточку с буквой «З»). Молодцы!
Воспитатель: - А теперь откроем следующую загадку. Надо вспомнить, как мы можем определить - сколько в слове слогов? (Ответы детей). - Я буду произносить слова, а вы должны определить - сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно! (Ба-ба, ко-ло-бок, му-ха, мой-до-дыр, мыш-ка, реп-ка, жуч-ка, внуч-ка, мед-ведь, маль-ви-на, кро-ко-дил, пи-ро-жок). (Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Н»).
Воспитатель: Ну а теперь чтобы получить следующую букву, давайте поиграем. Становитесь в круг. Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Угадай героя сказки». Кто ловит мяч, тот угадывает героя сказки, про которого я говорю:
1. Хозяйка избушки на курьих ножках? (Баба Яга)
2. Злой разбойник, живущий в Африке? (Бармалей)
3. Кого в сказках называют премудрой? (Василису)
4. Девочка, вступившая в бой со Снежной королевой? (Герда)
5. И от зайца ушёл, и от волка ушёл? (Колобок)
6. Самый высокий гражданин, друг всех детей? (Дядя Стёпа)
7. Профессия Айболита? (Доктор)
8. Маленький домовой? (Домовёнок Кузя)
9. Как зовут мальчика, героя рассказов Виктора Драгунского? (Дениска)
10. Он разъезжал на печи по деревне. (Емеля)
А теперь я буду называть героя сказки, а вы должны составить про него предложение. (Жаба, Золушка, Красная шапочка, Карлсон, Муха-Цокотуха, Мойдодыр, Незнайка, Федора, Чебурашка, Гуси-лебеди).
Дети справляются с заданием, получают букву «А» и «Н»).
Ребята, а давайте расскажем и покажем Маше какие мы дружные и спортивные.
Физкультминутка: песенка из мультфильма «38 попугаев».
Пока мы выполняли с вами разминку, Маша приготовила следующее задание. Садитесь на свои места. У вас на столах лежат карточки. В них наклеены картинки, проведите звуковой анализ слова, а потом напишите это слово. Но сначала давайте вспомним, какие звуки бывают? ( Ответы детей: гласные, согласные) Справились? А теперь давайте проверим, у всех ли всё получилось? (Картинки появляются не интерактивной доске, дети проверяют свою работу). А теперь честно оцените свою работу, у кого всё получилось нарисует себе красный кружок, а у кого не всё получилось синий.
Дети выполняют задания, получают букву «А»).
Воспитатель: - А теперь возьмите стульчики и сядьте около доски. (Ребус на интерактивной доске). Это таблица слогов и букв. Посмотрите, здесь спрятались слова, угадав которые мы узнаем название сказки. Найдите, сколько слов здесь спряталось? ре-Те–Мыш-мок-ка-гуш-Ля-За-ка-яц-Ли-ведь-Во-са-Мед-л-к (теремок, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь). (Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «И»).
Воспитатель: А вы знаете, что в нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное? Такие слова называются многозначными словами. Например: коса девочки и коса, которой косят траву. Посмотрите на эти слова (Презентация с всплывающими отгадками, как вы думаете, что они могут обозначать (кран, ручка, лук, молния, ключ, раковина, иголки, лисичка).
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть.
(молния)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(ключ)
Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем.
(раковина)
Кто на птичий двор нагрянет
Поживиться петушком
И охотника обманет,
Но не сладит с грибником?
(лисичка)
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне и ёлке
А называются… (иголки)
(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Я»).
Воспитатель: Ребята! Маша очень рада, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только прочитать, что же за слово у нас получилось? Подойдите к доске (подходит один ребёнок) и составьте слово перевернув карточки с нужными цифрами, и мы узнаем зачем дети ходят в школу. ( Дети читают слово: ЗНАНИЯ).
Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Маше очень понравилось у вас, но пора возвращаться в школу. Она обещает рассказать своим друзьям, какие замечательные дети есть в детском саду, в подготовительной группе «№ 10».
Воспитатель: Теперь можно открыть коробочку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это же ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он, конечно, не простой. Это ключ от волшебной двери, открыв которую, вы попадете в замечательный и увлекательный мир знаний, где сможете узнать еще очень много нового и интересного. Спасибо Маше за волшебный ключик! Когда закончится наше занятие, каждый из вас сможет взять этот ключик в руки и загадать желание. Ведь ключик волшебный! Дети, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий? (Ответы детей).
Воспитатель: На этом наше занятие окончено.
Используемая литература:
1. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Парциальная программа. - СПб. : «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015.
2. А. В. Кочергина, Л. И. Гайдина «Учим азбуку, играя: Занимательные игры, задания, загадки и стихи для обучения грамоте». —М. : 5 за, знания, 2007.
3. https://dohcolonoc.ru
4. https://www.moluch.ru
Самоанализ НОД
Воспитатель группы № 10 Петерман Н. В.
Подготовительная к школе группа.
Тема занятия: «Любимые Машины сказки».
Образовательная область: Речевое развитие. Обучение грамоте.
Длительность занятия соотв. Требованиям САНПИНа.
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
Образовательные:
-Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
-Совершенствование навыков чтения слогов, слов, предложений.
-Закрепить умение детей делить слова на слоги, составлять слова по таблице букв и слогов.
Развивающие:
-Развивать у детей с помощью словесных игр фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
-Познакомить с многозначными словами.
Воспитательные:
-Развивать коммуникативные навыки детей.
-Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: кукла Маша, коробочка с сюрпризом, конверты с заданиями, презентация с заданиями для ИКТ, карточки с буквами З, Н, А, Н, И, Я;
раздаточный материал: карточки с картинками для звукового разбора слов (для каждого, набор цифр (для каждого) для каждого 1, 2, 3; карандаши: красный, синий, зелёный (для каждого).
Используя демонстрационный материал, я смогла разнообразить занятие, сделав его более ярким и увлекательным для детей. Раздаточный материал мне помог подойти к каждому ребёнку индивидуально, учитывая особенности развития каждого ребёнка.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё я использовала мотивацию готовности детей к школе, создала проблемную ситуацию «получение сюрприза».
Занятие состояло из 4-х частей:
Первая часть – вводная. Она состояла из приветствия гостям, из организационного момента в виде прихода куклы Маши с сюрпризом для детей и с заданиями, разгадав которые они получат этот сюрприз (золотой ключик для загадывания желаний).
Вторая часть – основная, которая послужила закреплению и совершенствованию ранее полученных знаний. Она состояла из трёх заданий, игры – викторины с мячом и динамической паузы.
Третья часть – ознакомительная. Она состояла из загадок с использованием ИКТ и помогла узнать детям, что в русском языке есть многозначные слова.
Четвёртая часть – заключительная. В этой части дети составили слово, узнали для чего надо ходить в школу; получили сюрприз «золотой ключик», рассказали, что им больше всего понравилось на занятии и какие у них возникли трудности.
Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому на занятии по развитию речи я использовала словесные игры в виде ребусов и викторин.
В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:
- Работа малыми группами при составлении предложений из слов. Дети работали на полу.
- Работа в парах состояла из помощи друг другу при звуковом разборе слов (более сильные дети всегда стараются помочь более слабым). Работа происходила за столами.
- Коллективная работа состояла из слогового анализа слов, из отгадывания зашифрованной сказки с помощью таблицы слогов. Работа происходила за столами и возле интерактивной доски.
- Индивидуальная работа была организованна за столами с помощью карточек с картинками для звукового анализа слов (учитывалась особенность развития каждого ребёнка); на ковре с помощью игры – викторины «Угадай героя сказки»; около интерактивной доски при отгадывании загадок.
На протяжении всего занятия старалась обращать внимание на речь детей: поправляла правильность произношения звуков, добивалась полных ответов.
Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился при выполнении следующих заданий: звуковой анализ слов по карточкам с картинками (разноуровневый, индивидуальный подход); формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организованна динамическая пауза, я постаралась постоянно менять деятельность детей: от работы за столами они переходили к игре стоя, опять за стол, работа у интерактивной доски.
В процессе занятия дети были активны, сохраняли интерес, были внимательны.
Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила ответить, что они узнали нового, какие у них возникли трудности. Я считаю, что у меня получилось создать ситуацию успеха и удержать внимание детей до окончания занятия.
Выводы: - Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.
Я считаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные задачи. В индивидуальной работе с детьми уделю большее внимание на правильность построения предложений и полные ответы детей на вопросы.