Елена Дудина
НОД «История соли» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: Я и ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Тема НОД – ИСТОРИЯ СОЛИ.
Возраст детей : 4 – 7 лет
Цель: формирование познавательного интереса детей к теме недели через создание ленты времени «соли»
Задачи:
1. Вызвать познавательный интерес к истории родного Края через интересные факты.
2. Расширять словарный запас детей.
4. Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества.
5. Создать позитивный эмоциональный фон, укрепляющий познавательный интерес.
Темочки:
6. Обобщить имеющиеся у детей знания по истории Пермского края.
Оборудование: картины с изображением исторических моментов; предметы, связанные с историей Пермского края (соль, оберег, медведь – игрушка, полотенце).
Предварительная работа: Презентация по теме недели, чтение познавательной литературы о Пермском крае;
Этапы Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно – ориентировочный этап. Педагог: Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет!
Ребята! Поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй планета земля!
Здравствуй все мои друзья!
Ребята, с какой темой мы с вами знакомимся на протяжении этой недели?
Правильно, молодцы
А посмотрите внимательно, что же нового появилось у нас в группе?
Да действительно, это поднос с различными предметами.
Я предлагаю вам поделиться на пары, выбрать предметы, которые, по вашему мнению, связаны с темой недели, и рассказать о том как выбранный предмет связан с темой недели всем нам.
Вы просто молодцы!
Как вы думаете – с какого из этих предметов могла начаться история Пермского края.
Почему пермяка называют соленые уши?
Да действительно, на одном из этапов производства соли приходилось таскать мешки (рогожи) с солью из амбаров на баржи. Человек, который всю жизнь носил соль на плечах, получал своего рода профессиональные травмы. Соль, попадая на уши, с годами начинала разъедать кожу. Она становилась красной, шелушилась и ухо от этого несколько воспалялось.
Догадались, с какого же предмета началась история Пермского края.
Физкультминутка.
Вверх мы сильно потянулись. Раз нагнулись, два нагнулись и друг другу улыбнулись
Присядем (поднос убираем в сторону).
Приветствие на линии
Я и история Пермского края
Поднос с разными предметами.
Варианты ответов детей
Варианты детей
Варианты детей
Соль.
Основной этап Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает, есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что с этого белого кристаллического порошка началась история Пермского края. Кто бы мог подумать. …В наши дни соль таит в себе много скрытых, удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Почему? Соль предохраняет продукты от гниения. Она понижает температуру таяния снега и льда. Из соли приготавливается много необходимых лекарств, и соль нужна для производства самых обыкновенных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Без соли не только не может жить человек, но не могут развиваться и многие отрасли, современной промышленности.
А с чего же все начиналось - мы сейчас с вами попробуем увидеть вместе на ленте времени, которую мы создадим. Посмотрите картины, подумайте, почитайте и сложите с чего все началось по вашему мнению и продолжалось до нашего времени.
Прверим, я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте и глазками проверяйте.
Прослышав, что у реки Камы почвенные рассолы крепче, сын Аники Строганова Григорий просил дать ему «землицы по Каме-реке», на что получил разрешение и приказ: «Где в том месте рассол найдет, ему варницы ставить и соль варить». Так зародился город Соликамск, название которого вобрало в себя два других названия — географическое и промысловое. Крупнейшая на Урале река Кама и соль, добывавшаяся на впадающей в нее речке Усолке, дали Соликамску жизнь и красочное имя, где развернулись соляные промыслы. Соль добывали, она нужна была многим людям, не только России, даже в Европе. Для того, чтобы соль вывозить и продавать нужна была дорога. И нашими предками, жившими в Прикамье, был построен Соликамский тракт, который существует до сих пор. Шло время - успехи химии показали, что соль является необходимым сырьем для многих отраслей промышленности, в том числе химической. Добыча и переработка соли возросла во много - много раз. Ее использовали в изготовлении многих удобрений, таких как сильвинит, калинит, хлористый калий, сульфат калия – все эти удобрения используют для того, что бы овощи, злаковые хорошо росли, содержали много витаминов, полезных нашему организму. И в наше время работают два огромных предприятия добычи и переработки соли, которые называются «Урал – Калий», «Сильвинит». Они добывают калийную соль, которой пользуются в --- странах мира.
Правильно все мы составили. А посмотрите внимательно, как еще можно проверить, что мы с вами справились с заданием?
Посмотрите на цвет рамочек?
Да, здесь все цвета радуги. И картины расположены по порядку, как и цвета радуги. Как? А фиолетового нет.
Посмотрите есть пустые карты ленты времени с фиолетовой рамкой, и мы с вами можем сами их заполнить ведь мы с вами, зная историю, создаем сами свое настоящее и будущее. Попробуйте.
Варианты ответов детей
Варианты ответов детей
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый
Продуктивная деятельность детей
Рефлексивно-оценочный этап Педагог: Посмотрите, какая лента времени у нас получилась.
Что мы смогли узнать с помощью нашей ленты времени?
Что дает человеку знание истории?
Да, действительно наша история определяет наше настоящее и наше будущее. Историю делают люди, и мы с вами тоже делаем свою историю. Варианты ответов детей