Таня Лысенко
НОД «Города и страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Города и страны»
Цель: познавательное развитие детей посредством знакомства с окружающим миром, формирование основ базовой культуры личности.
Задачи:
- познакомить с многообразием архитектурных шедевров человечества на примере Останкинской, Берлинской и Эйфелевой башнях,
- познакомить со странами Францией и Германией, их столицами Парижем и Берлином,
- закрепить изученный материал о символике России, о достопримечательностях Москвы, о негосударственных символах России,
- развивать интерес к истории Москвы,
Публикация «НОД „Города и страны“» размещена в разделах
- развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать наблюдательность и любознательность детей, умение анализировать и сравнивать,
- развивать интерес к различным видам деятельности, внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения,
- развивать пространственное воображение и элементы творческого мышления,
- воспитывать уважение к символике своей страны, гордость за свою Родину,
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать командой.
Оборудование и материалы: картинки башен Берлинской и Эйфелевой (6 маленьких, 2 больших, 2 разрезанных, большая картинка Останкинской башни, набор карточек с достопримечательностями Москвы, презентация, мультимедийное оборудование, плакат с символикой России, запись гимна, песни Мэри Поппинс, игрушка матрешка, книга, зонт, 2 подноса, картинки для рефлексии (Кремль, Останкинская башня, матрешка, деревянные матрешки, гуашевые краски, кисточки, подставки для киточек, баночки с водой, салфетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
(Звучит спокойная музыка. Дети заходят, встают в круг.)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
(Раздается стук в окно)
2. Появление сказочного героя.
Воспитатель:
- Кто это к нам стучится?
(Открывает дверь. Звучит музыка. На пороге стоит Мэри Поппинс. В руках у нее зонт, сумка и книга.)
- Здравствуйте! Входите!
Мэри Поппинс:
- Здравствуйте! Какая сегодня дождливая погода! В моей стране тоже часто идут дожди. Ребята, а вы меня узнали? Я – Мэри Поппинс, я прилетела к вам из сказочной Англии. Я очень люблю путешествовать с ветром перемен на своем зонтике, и ветер принес меня к вам. А куда я попала?
Дети:
- В детский сад.
Мэри Поппинс:
- А в какой стране находится ваш детский сад?
Дети:
- В России.
Мэри Поппинс:
- Я была в разных странах, а в вашей оказалась впервые. В путешествиях я посещаю разные интересные места, записываю свои впечатления в дневник путешествий. Хотите, я расскажу вам одну интересную историю, которую недавно записала в свой дневник?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Давайте присядем. (Дети садятся, Мэри Поппинс тоже садится, открывает свою книгу и читает историю, на экране чтение сопровождается презентацией).
3. Чтение истории.
Как башни поссорились.
Жили-были две башни. Да-да, не удивляйтесь, именно башни! Жили они дружно, часто весело болтали о том, о сём. Одну звали Берлинская башня, а другую – Эйфелева. Но вот однажды…
- Я – самая красивая башня! – сказала Эйфелева. – Меня рисуют художники, меня снимают для журналов, обо мне пишут в школьных учебниках. И нет ни одного человека в мире, кто бы обо мне не слышал! И вообще, я – символ Парижа! А Париж – это столица Франции!
- Фи, задавака! – ответила ей Берлинская. - Я вот тоже в каждой книге о Берлине, а Берлин, между прочим, тоже столица, только Германии! Вот!
Но француженка не успокаивалась.
- Зато я – настоящее чудо: я сделана из 18 тысяч деталей, а гаек на мне – два с половиной миллиона!
- А у меня есть ресторан, и он вращается! – ответила ей Берлинская.
- И у меня есть! – закричалаЭйфелева. – И я – самая высокая, я 317 метров высотой!
- Ха-ха, - засмеялась Берлинская, - а я – 360! Это не ты, а я самая высокая!
И так башни рассорились. Стоят и молчат, будто друг друга не видят…
Первые дни они еще сильно друг на друга обижались, и поэтому им было легко молчать. Но потом стало скучно и грустно. Башни стояли унылые. А тут еще осень пришла с частыми дождями. От этого еще тоскливей становилось. Башни начали от одиночества ржаветь. Тут и до простуды недалеко.
- Пчих! – чихнула Эйфелева башня.
- Будь здорова!- тут же откликнулась Берлинская. – Ты бы горячего чаю попила!
- Спасибо! – ответила растроганная француженка и улыбнулась Берлинской башне. И та, конечно же, улыбнулась ей в ответ. И они помирились. И больше никогда не ссорились, ведь какая разница, кто выше, кто изящнее, главное, что есть те, с кем всегда можно поговорить и посмеяться и кто предложит тебе в непогоду горячего чая!
Мэри Поппинс:
- Понравилась вам моя история о башнях?
Дети:
-Да.
3. Беседа по - прочитанному.
Воспитатель:
- Ребята, о каких башнях шла речь в рассказе?
( Дети: об Эйфелевой и Берлинской)
- Что случилось с башнями? (Они поссорились).
- Объясните, почему башни поссорились? (Хвастались тем, какие они высокие и сколько в них деталей)
- А что произошло, когда башни были в ссоре? (Им стало скучно и грустно. Эйфелева башня заболела).
- Что значит заботиться о ком-то? (Ухаживать за кем-то, делать так, чтобы кому-то было хорошо).
- Чем же закончилась история? (Башни помирились).
- Что бы вы посоветовали башням на будущее? (Никогда не ссориться, дружить и заботиться друг о друге).
3. Игра «Башни»
Мэри Поппинс:
- Ребята, из своего путешествия я привезла фотографии башен и хочу их вам подарить. (Мэри Поппинс дарит детям фотографии башен.)
Мэри:
- А теперь давайте поиграем с вами в игру, вспомним все, что узнали о башнях, но для этого сначала разделимся на команды. Посмотрите на свои фотографии и подойдите к тому столу, где изображена такая же башня.
- Теперь я буду вам задавать вопросы и за каждый ответ давать деталь паззла.
Вопросы:
- Какая у вас изображена башня? (Берлинская)
- А у вас? (Эйфелева)
- В какой стране находится Берлинская башня? (В Германии)
- В каком городе? (Берлине)
- В какой стране находится Эйфелева башня? (Во Франции)
- В каком городе? (В Париже)
- Какую башню можно назвать француженка? (Эйфелеву) Почему? (Потому что она во Франции).
- Какую башню можно назвать немка? (Берлинскую). Почему? (Потому что она в Германии, а там живут немцы).
Мэри Поппинс:
- Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы и собрали все детали, теперь вам нужно собрать паззлы и догадаться, что у вас изображено.
4. Игра «Собери паззл»
Мэри Поппинс
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. У вас что получилось? А у вас какая башня? Правильно, молодцы.
5. Рассказ об Останкинской башне и Москве.
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Мэри Поппинс, за интересную историю о Берлинской и Эйфелевой башне. А у нас в России тоже есть знаменитая башня, она называется Останкинская.
(Подойти к экрану. Презентация о башне.)
Останкинская башня – это башня телерадиовещания. Называется она так потому, что находится в районе Останкино. Она одна из самых высоких башен в мире. Ее высота составляет 540 метров. Вот так башня выглядит ночью. Внутри башни находятся 4 пассажирских и 3 служебных лифта. На лифте можно подняться в трехэтажный ресторан «Седьмое небо», который вращается вокруг башни. На высоте 337 метров находится смотровая площадка. С нее открывается прекрасный вид Москвы. А Москва – столица нашей Родины России.
Много лет тому назад Москву основал князь Юрий Долгорукий. Сначала город был построен из дерева, и Москву так и называли «Деревянной». Но на город нападали враги, в нем часто случались пожары и поэтому постройки стали делать из камня. Стены вокруг Москвы выстроили из белого камня и столицу стали называть белокаменной.
6. Рассматривание достопримечательностей Москвы.
Воспитатель:
- В Москве много достопримечательностей. Давайте их покажем Мэри. (Иллюстрации лежат на столе. Подходим, и дети их называют)
(Большой театр, Царь-колокол, Царь-пушка, Собор Василия Блаженного, Красная площадь, Кремль (в конце перевернут)
Большой театр. Самый знаменитый театр в России и один из самых значительных театров оперы и балета в мире.
Собор Василия Блаженного. Он состоит из восьми церквей, которые окружают девятый, самый высокий храм. Церкви украшены красивыми куполами, и ни один из куполов не повторяется.
Царь – пушка. Самая большая пушка в мире. Была отлита по приказу царя Федора Ивановича 4 века назад для устрашения врагов.
Царь – колокол. Самый большой колокол в мире. Его высота – более 6 метров. Во время пожара из-за перепада температуры от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Красная площадь. Главная площадь Москвы. На ней проходят парады и концерты.
Памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Они принесли на славянскую землю письменность. Сегодня в России - День славянской письменности и культуры.
Кремль. Спасская башня Кремля. На ней установлены часы – кремлевские куранты. В Кремле работает наш президент. Как его зовут? (В. В. Путин) Над Кремлем развевается флаг России.
(Подходим к доске).
7. Беседа о символике России.
- Егор, скажи Мэри, какие цвета есть на флаге нашей страны?
(Белый, синий, красный)
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
- Какие еще государственные символы есть в нашей стране? (гимн и герб)
- Расскажите, что изображено на гербе России.
(Двуглавый орел. На груди у орла красный щит. На щите изображен всадник на белом коне. Кто это? Это святой Георгий Победоносец.)
- А теперь послушаем гимн России. (звучит гимн).
8. Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие, (поднимаются на носочках, тянутся вверх)
Реки глубокие. (сцепляют руки в замок, делают наклон)
Степи широкие. (разводят руки в стороны)
Леса большие, (поворачиваются вокруг себя)
А мы – ребята вот такие! (вытягивают правую руку вперед и выставляют большой палец в жесте «хорошо»)
9. Игра «Выбирай-ка»
Воспитатель:
- В нашей стране есть и негосударственные символы. Давайте вспомним их - поиграем в игру «Выбирай-ка». Из предложенных трех предметов нужно выбрать один.
(На экране три картинки, нужно назвать нужную.)
Вопросы:
- Какое животное считается символом России? (медведь)
- Какое дерево ассоциируется с нашей страной? (береза)
- Какая обувь? (валенки)
- Какой музыкальный инструмент? (балалайка)
- Какая посуда? (самовар)
- Какая игрушка? (матрешка).
Воспитатель:
- Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
(Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
Матрешка считается символом России не только у нас, но и зарубежом. Все иностранцы, уезжая из России, обязательно берут с собой матрешку как сувенир, как память о нашей стране.
- Давайте, ребята, мы с вами приготовим для Мэри Поппинс подарки - разукрасим наши матрешки. Она заберет их с собой в Англию и подарит своим друзьям.
10. Творчество детей - рисование.
(На столе находятся баночки с водой, кисточки, салфетки, подставки для кисточек, гуашь, деревянные шаблоны матрешек. Дети расписывают матрешек. Звучит музыка.)
Воспитатель:
- Какие красивые матрешки у вас получились! Подарите их Мэри Поппинс.)
Мэри Поппинс:
- Спасибо, ребята. Очень красивые матрешки! Я обязательно подарю их своим друзьям в Англии.
Воспитатель:
- А это, Мэри, тебе в подарок фотография Останкинской башни.
Мэри Поппинс:
- Спасибо! Мне очень понравилось у вас в гостях. Понравилась ваша страна Россия. И я обязательно полечу в Москву, чтобы посмотреть ее достопримечательности и сфотографироваться возле Останкинской башни. Ой, кажется, ветер перемен поменял направление! Мне пора. До свидания!
Воспитатель и дети:
- До свидания!
(Мэри уходит в те же двери, в которые вошла. Забывает зонтик.)
11. Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами читали? (О башнях)
- О чем беседовали? (О достопримечательностях Москвы, о символике).
- Какой подарок мы приготовили для Мэри? (Матрешек)
- Что вам больше всего сегодня понравилось?
- Подойдите и возьмите себе на память фотографию, которая вам понравится.
( На подносе лежат картинки: Останкинская башня, Кремль, матрешка). Дети подходят и берут то, что понравилось. Воспитатель относит поднос и спотыкается о зонтик.)
Воспитатель:
- Ой, ребята, посмотрите, Мэри забыла свой зонт! Как же она будет путешествовать? Скорее, скорее, пойдемте, нужно догнать ее и вернуть зонт.
(Воспитатель и дети уходят из зала.)