Любовь Гирняк
НОД для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-игр «Необычное в обычном»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для старшей группы с использованием ТРИЗ-игр
«Необычное в обычном»
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик, желание внимательно рассматривать картины природы; развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени; помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, признаки; закрепить знания геометрических фигур, продолжать учить соотносить цифру и число; учить рисовать натюрморт разными видами изодеятельности; воспитывать любовь к родной природе, аккуратность в работе.
Публикация «НОД для детей старшей группы с использованием ТРИЗ-игр „Необычное в обычном“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Материал: картины с изображением пейзажа, лужи геометрических форм с листочками, гуашь, кисти, клей ПВА, пластилин, листики, альбомные листы с изображением дерева.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Нужно дружно поздороваться «Добрый день».
Дружно весело сказать «Добрый день».
Влево, вправо повернись «Добрый день».
Всем друзьям улыбнись «Добрый день».
- Ребята, сегодня в группу пришло письмо от Маши из мультфильма «Маша и медведь». Она просит помочь ей. Мишка перестал с ней играть и все время к чему-то готовится. Ответ на ее вопрос лежит в этом сундуке (пробую открыть). Почему-то не получается открыть. Нам надо отгадать сначала шифр кода. А помогут в этом загадки.
• - Три поросенка гуляли на лужайке. Наступила осень и настала пора строить домики. Наф-Наф ушел строить домик. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? (2) (Ребенок выставляет соответствующую цифру на доске.)
• - Под елочкой росло 2 гриба. Прошел дождь и вырос еще 1 гриб. Сколько грибов стало расти под елочкой? (3) (Цифру выставляют слева от первой.)
• - С дерева упало несколько листиков. Если к этому числу прибавить 1, то получится 5. (4) (Цифру выставляют справа от первой.)
- Итак, а в сундучке лежат листочки. Как вы думаете, о чем нам хотела рассказать Маша? (ответы детей, подвожу к теме)
Осень, как художник,
Лес разрисовала.
Дерево и кустик -
Все волшебным стало
- О каком времени года говорится в стихотворении? Так почему мишка с Машей не играет (готовится к спячке)
- Волшебная осень. Какие чудеса принесла в природу. Какими пестрыми красками разрисовало все вокруг.
- Листья осенью какие? (Жёлтые, красные, багряные, золотые.)
- Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, опадают, летают и т. д.)
- Нравятся картинки осенней природы? Почему?
- Деревья осенью какие? (Ранней осенью - с разноцветными листьями, поздней - голые.)
- Да, особенно под лучами солнца красивы деревья: желтые, как золото, красноватые, как вечернее небо, рыжие, как лиса, и даже разноцветные. Золотая осень. .Почему ее так называют?
- Но наслаждаться такой красотой можем недолго. Почему? Какое явление природы помогает деревьям расставаться с листьями? Давайте и мы попробуем, как ветер, помочь листочкам кружить в воздухе, (дых. гимнастика).
- Какие изменения еще происходят в природе? Какое небо?
- Погода осенью какая? (Пасмурная, дождливая, хмурая, морозная, ревет ветер.)
- Какое настроение (грустное)
- Давайте,чтобы нам не было грустно, отправимся в необычное путешествие. Что это за звуки (шум дождя).
Здоровьесберегающее упражнение «Капли дождя».
Предлагаю детям стать в колонну по одному и положить руки на плечи того, кто стоит перед ним.
- Сделайте из колонны круг, руки оставьте на плечах. Теперь тихонько, на цыпочках, двигайтесь по кругу. Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто идет перед вами. А теперь дождик усиливается и капли дождя стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь, то услышите шум дождя. Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам. Дождь постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев. Дождь почти совсем прекратился: очень нежно касайтесь кончиками пальцев.
Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое уже появляется из-за туч и облаков. Опустите руки.
- Что это у нас под ногами? Следы дождя — лужи. И лужи необычные. Почему (имеют геометрическую форму). Мы знаем, что в лужах играть нельзя. Но наши необычные.
Проводится первая игра. Определить форму каждой лужи
-
А как же лужи исчезают? (их высушивают солнечные лучи). Давайте
и мы станем такими лучиками. Ветром сдуло несколько листиков и они
теперь плавают в наших лужах. Чтобы высушить лужу, необходимо закрыть
ее цифрой, соответствующей количеству листочков (проводится вторая игра).
Проведение игры «Хорошо или плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой? Что хорошего в дожде? (он цветочки поливает, от него все чистое становится, все растет, свежий воздух после дождя.)
- А что плохого в дожде? (можешь заболеть, нельзя гулять, бегать по лужам)
- Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда., и дождь для нас это плохо, когда.
- А солнце какое, хорошее или плохое? Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце? (оно ласковое, теплое, от него светло, тепло.)
- А что плохого может быть в солнце? (когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут, солнечный удар, ожог)
- Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
Подвижная игра «Солнышко и дождь»
Правила игры
Когда говорю «солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками». Вношу усложнения, добавляя слова «теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
- Давайте вспомним еще про одно явление природы, которое бывает только осенью.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- Правильно, это листопад. А листопад - это хорошо (можно бегать, играть с опавшими листьями) или плохо (листья могут засыпать яму или пенек, от мокрого - грязная обувь?
- А теперь мы с вами будем листочками. Сорвите с нашего осеннего дерева листочек: цвет по желанию.
Психогимнастика «Осенние листочки»
Мы листики осенние,
- На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели. - Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. - Ветер снова набежал
И листочки все поднял. - Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети делятся на три группы по цвету листочка.
- Перед вами на полотне изображено дерево. Оно из ранней или поздней осени? (из поздней) Давайте совершим скачок во времени и превратим грустное голое дерево в прекрасное разноцветное. Будем работать коллективно и используем все виды изодеятельности. Оранжевая команда - лепка, красная - аппликация, желтая - рисование. (напомнить о приемах)
Работают под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песенка»
Рефлексия. Выставка работ.
- Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?