Анастасия Власова
НОД для детей подготовительной к школе группы с ФФНР. Тема: Звуки «С-Ш». Этап работы: дифференциация «С-Ш» в связной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
b]
Непосредственно образовательная деятельность
для детей подготовительной к школе группы
с фонетико-фонематическим нарушением речи
Тема: Звуки «С-Ш»
Этап работы: Дифференциация звуков «С-Ш» в связной речи.
Публикация «НОД для детей подготовительной к школе группы с ФФНР, Тема: Звуки „С-Ш“, Этап работы: дифференциация „С-Ш“ в связной речи,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Задачи по усвоению образовательных областей:
Познание:
1. Дифференцировать звуки «С-Ш» в связной речи.
2. Обогащать и активизировать словарь по теме «Новый год».
3. Расширять кругозор, познакомить с историей возникновения праздника Старый новый год.
4. Формировать грамматический строй речи.
Коммуникация:
1. Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.
2. Формировать доброжелательное отношения друг к другу.
Здоровье:
1. Формировать двигательную активность.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Предупредить общую утомляемость детей.
Оборудование: Конверт с письмами от деда Мороза, подписанный «Ручкой невидимые чернила» (Материал: пластик, прозрачные чернила, светящиеся от ультрофиолета Фонарик ультрафиолетовый на торце ручки); магнитная доска со снежинками, ноутбук с презентацией «Кто это? Что это?»; Сюжетная картина «Зимние забавы»; Коробка с предметами (мягкая игрушка, маска, мешок с подарками, подсвечник, дед Мороз, сундучок); разносы с манной крупой, елка; шаблоны мешков, клей, блестки.
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия
Инициация
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам. Давайте им представимся.
Дети называют свои имена.
Активный метод обучения (АМО) «Утро начинается с улыбки».
Логопед: Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем утро с улыбки.
Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой). Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Вхождение или погружение в тему
АМО «Письмо без адреса»
Сорока приносит письмо.
Сорока: Всем письма разнесла, всем письма раздала. А это не знаю от кого, а это не знаю для кого.
Логопед: Если мы не знаем от кого письмо, и главное, кому оно, разве можем мы его открыть? Прочитать, что написано на конверте, мы сможем только с помощью волшебного фонарика. А раздобыть его не просто – необходимо выполнить все задания. Вы готовы к трудностям?
Формирование ожиданий обучающихся
АМО «Волшебные снежинки»
Логопед: Кто считает, что мы легко преодолеем препятствия, прикрепите большую снежинку. А кто сомневается в своем успехе – маленькую.
Дети крепят снежинки на магнитную доску.
Готовы? Тогда отправляемся!
Фаза 2 Работа над темой. Интерактивная лекция.
Логопед: Ребята, давайте вспомним звуки, которые мы умеем правильно произносить. Звук Ш. При звуке Ш губы округлены, а при звуке С - (в улыбке). При произношении звука Ш язык в форме чашечки поднимается вверх, а при звуке С – опускается вниз. Воздушная струя при звуке Ш теплая, а при звуке С – холодная. Звуки С-Ш согласные или гласные? Почему?
Имитируют ходьбу по тропинке, забираются на гору, скатываются с горы, проговаривая слоги (СА,СА- ША, ША, ША; ШО, ШО – СО, СО, СО и т. д.)
Логопед: Какое сейчас время года? Какой праздник прошел недавно? Что такое праздник?
- Праздник – это веселье, радость, счастье. Люди друг друга поздравляют, отправляют поздравительные открытки, дарят подарки, танцуют, поют песни. Люди веселятся, празднуют, радуются.
Логопед: Какой сейчас месяц? Число? 14 января. Именно в этот день до 1918 года люди встречали Новый год по Юлианскому календарю. После 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление (введение Григорианского календаря, возникла традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января (этой традиции менее 100 лет). Сегодня Старый Новый год — неофициальный праздник, который кроме России отмечают так же в Молдавии, в Азербайджане, в Армении, в Белоруссии, в Латвии, на Украине, в Казахстане и Узбекистане и других странах. На тему этого праздника даже снят фильм, который так и называется «Старый Новый год» (1980 г).
Логопед: Закройте глаза, что вы слышите? Звучит фонограмма вьюги, метели.
Ой, посмотрите, какие красивые снежинки! Они помогут вам выполнить задание – закончить предложения.
Дети берут снежинки и выполняют движения по образцу.
АМО «Семейка слов»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые …СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок
Все снижается …СНЕЖОК.
Ребята, назовите слова из одной семейки. Какой первый звук в этих словах?
АМО «Кто это? Что это?»
Логопед: А сейчас отгадайте «Кто это? Что это?»
Дети выполняют задание на компьютере. Отгадывают слова, определяют, какой звук в них слышится (С или Ш) и считают количество слогов.
Большой, белый, круглый, веселый, снежный … (Снеговик)
Блестящая, новогодняя, серебристая, длинная… (Мишура)
Красивая, новогодняя, стеклянная, елочная… (Игрушка)
Снегурочка (какая) – красивая, добрая, веселая, сказочная…
Логопед: Посмотрите, кто это? (добрый волшебник). Его волшебная палочка может сделать из одного предмета несколько. (Это снеговик, а это снеговики, это игрушка, а это игрушки, это мишура, а это -). Дети выясняют, что слово мишура не изменяется.
Дети садятся в круг на модули.
Логопед: Посмотрите, что это? На что это похоже? (Манная крупа похожа на соль, сахар, снег)
Снег, снег, белый снег,
Кружит, падает на всех.
На улице кругом бело,
Все тропинки замело.
Давайте нарисуем снежинку.
Дети рисуют пальцем снежинку на разносе с манной крупой.
Это _нежинка?
АМО «Отгадай предмет»
Логопед: В красивой корзине много волшебных новогодних предметов. Отгадайте, что здесь и напечатайте нужную букву. (мягкая игру_ка; блестящая ма_ка; ме_ок с подарками, сияющий _арик, новогодний под_вечник, сказочный _ундучок, Деду_ка Мороз).
Дети пишут пальцами на разносах с манной крупой соответствующие буквы (С-Ш). Меняются местами, осуществляют взаимопроверку.
Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас отгадайте загадку.
Растут на ней иголки
Тонкие и колкие.
Шишки смолистые,
Липкие, душистые.
В Новый год она
В гостях у нас была. (Елка.)
Давайте расскажем стихотворение о ёлке.
АМО «Елочка»
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с воображаемым
Наступил уж Новый год. мешком за плечами.
Логопед: Разве может Новый год быть без ёлки? Посмотрите, какая у нас елочка. Под ней, что то лежит – красивая картина - еще одно задание. Назовите, что здесь изображено со звуком С, а что со звуком Ш?
АМО «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.
Логопед: Ребята, если услышите ошибку в предложении, исправьте ее.
Земля покрыла весь снег.
Снеговик слепил забавного Пашу и Машу.
Высокая гора быстро мчится с Саши на санках.
Снежок кинул Наташу в Настю.
АМО «Мешочки с пожеланиями»
Логопед: Ребята, чем вы украшали елку дома? А нашу чудесную елочку мы украсим волшебными мешочками – пожеланиями для наших гостей.
Звучит музыка.
Логопед: Я буду украшать мешок блестками. А вы? (Мы будем украшать мешок блестками….
Что ты делаешь? (Я украшаю мешок блестками) Что ты сделал? (Я украсил мешок блестками)
Дети совместно с логопедом украшают мешки, покрывая клеем, посыпают блестками, и наряжают елку.
Логопед: Это мешок счастья. Для вас мешок счастья.
Дети: Это мешок успеха. Для вас мешок успеха и т. д. (достатка, хорошего настроения)
Логопед: Вот какая чудесная елочка у нас получилась! Надеюсь, что все наши с вами пожелания исполнятся в наступившем 2013 году. Ребята, а что вы себе пожелаете в Новом году?
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Логопед: Задания выполнены все,
Волшебный фонарик, ну где же ты? Где?
Гаснет свет. Зажигается волшебный фонарик. Дети с его помощью читают, что написано на конверте. «Ребятам из детского сада «Крепыш» от Деда Мороза». Открывают конверт. Все вместе читают письма.
Подведение итогов
Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать снежинки соответствующего размера.
Каждый оценивает свой вклад в работу группы: маленькая снежинка – не доволен, сделал не все, что мог; средняя снежинка – мог бы лучше; большая – сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Логопед благодарит за проделанную работу, вручает подарки и прощается с детьми.
Пример письма от Деда Мороза.
Дорогая Машенька!
Давно я собирался написать тебе письмо и поздравить с Новым годом! Вот сейчас появилась счастливая минутка написать тебе.
Я очень радуюсь твоим успехам в этом году! Ты подросла, стала похожа на принцессу! Ты многому научилась, у тебя появились новые подружки и друзья! Мама и папа очень тобой гордятся! Это просто замечательно!
Всем нам светло и радостно становится не только от лучей солнышка красного, но и от чувств хороших, дел добрых, улыбок теплых, а так же, когда мы особенно добры друг к другу!
Машенька, рад я, что ты научилась произносить звук Ш. Молодец, что не путаешь трудные звуки «С-Ш». Очень хочу, чтобы ты научилась правильно и звонко рычать! Не пропускай логопедические занятия, не забывай дома тетрадь, выполняй все задания Анастасии Алексеевны и все у тебя получится!
Пусть этот Новый год станет для тебя настоящей сказкой! Счастья и радости тебе в Новом году! Оставайся такой же доброй, хорошей, старательной девочкой!
Самоанализ
Вы посмотрели образовательную деятельность для детей подготовительной к школе группы с фонетико-фонематическим нарушением речи, основанную на интеграции следующих образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье.
Тема: Звуки «С-Ш» Этап работы: Дифференциация звуков «С-Ш» в связной речи.
Раскрытие темы и усвоение задач образовательных областей было выполнено за счет реализации технологии модерации и применения АМО.
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия включала в себя Инициацию - АМО Утро начинается с улыбки, цель которого встреча друг с другом, приветствие. Метод позволяет радостно начать занятие (образовательную деятельность).
Вхождение или погружение в тему Письмо без адреса. Воздействовала на мотивационную сферу воспитанников. Дети поставили свою цель – узнать для кого письмо. Добиваясь своей детской цели, достигали поставленные мною цели.
И важный этап этой технологии - Формирование ожиданий обучающихся. Крепили снежинку, кто считает, что легко преодолеем препятствия - большую снежинку. А кто сомневается в своем успехе – маленькую. Дети проявляли инициативу, прогнозировали конечный результат.
Во время Фазы 2 Работа над темой. Интерактивная лекция. использовала АМО «Семейка слов», «Кто это, что это?», «Исправь ошибку» и другие, которые строила на продуктивном взаимодействии и сотрудничестве детей между собой и педагогом. АМО характеризуются высоким уровнем активности воспитанников, а так же осуществлением взаимопроверки, контроля за собственной деятельностью и деятельностью друзей. Использовала элементы здоровьесберегающих технологий, своевременную смену видов деятельности, элементы музыкотерапии, задания с опорой на разные анализаторы.
Разнообразие используемых приемов обучения способствовали росту творческого потенциала воспитанников.
На каждом этапе ОД дети, с моей помощью, провели рефлексию, оценили выполненное задание. Проявили умение действовать слаженно для положительного конечного результата.
Анализ и оценка результатов деятельности воспитанников были успешно реализованы во время 3 фазы Завершение образовательного мероприятия, «подведение итогов» посредством заимствованного, но измененного активного метода В. Тарасовой, «Светофор» из «Копилочки активных методов обучения». Воспитанники выполнили самооценку на основе критерия успешности, проанализировали свой вклад в достижение поставленной цели, выбрав снежинку соответствующего размера.
Организация совместной образовательной деятельности моей и детей была направлена не только на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, но и ключевых компетентностей, что соответствует федеральным государственным требованиям.
Каждый ребенок был активным участником педагогического процесса; ощущение успешности присутствовало на протяжении всей ОД; дети добились своей цели, получили письма от деда Мороза, дали оценку своей деятельности.
Считаю, что задачи по усвоению интегрированных образовательных областей были достигнуты.