Ольга Цыкина
НОД для детей второй младшей группы «Птицы — наши друзья»
НОД по экологическому воспитанию детей во второй младшей группе
(с использованием ИКТ)
Составила и провела: воспитатель МБДОУ
детский сад №18 р. п. Мухен
Цыкина Ольга Борисовна
Цель: Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах.
Программные задачи
1. Образовательная: продолжать знакомить детей с зимующими птицами, особенностями их строения.
2. Развивающая: развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, сравнивать, обобщать через решение проблемных поисковых вопросов и заданий; активизировать словарь детей.
3. Воспитательная: воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, любознательность и сочувствие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: кукла Незнайки; мультимедийная доска, кинопроектор, презентация с видео зарисовками птиц, баночка с пшеном.
Ход занятия:
Вводная часть (мотивация)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера!»
- Ребята, вы заметили, когда шли в детский сад, как на улице холодно?
- А почему холодно? (зима)
- Правильно, зима. Зима уже приближается к концу, а наш друг Незнайка ни разу не побывал с нами на прогулке, ведь у него нет теплой одежды. Он и о зиме ничего не знает.
Расскажите ему, какая она, зима.
(Рассказы детей по опорным картинкам)
(Зимой кругом лежит снег. Холодно. Деревья стоят без листьев. Все люди надели теплую одежду. Птицы улетели в теплые края.)
- Почему птицы улетели?
Ой, Незнайка и птиц ни каких не знает, он их еще не видел. Но это не беда, ребята тебе в этом помогут. Давайте вместе послушаем, как поют птицы.
(В записи)
Здесь много птиц одновременно поют, давайте попробуем узнать некоторых из них. Я вам загадаю загадки, если вы правильно отгадаете, вы эту птицу не только услышите, но и увидите.
1. Маленький мальчишка, в сером армячишке
По двору гуляет, крошки собирает.
Назовите поскорей, кто же это… (воробей)
2. Целый день без перерыва кар-кар-кар кричит сварливо (ворона)
3. Кто присел на толстый сук и стучит тук-тук, тук-тук (дятел)
4. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери,
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири)
5. Как трещетка птица эта, одного с березой цвета (сорока)
- Как вы думаете, где живут эти птицы?
- Это домашние птицы? Почему вы так думаете?
Одним словом их можно назвать – дикие. А раз они с нами зимуют, их называют зимующие.
- Ребята, посмотрите, чем похожи птицы, что у них общее есть?
(крылья, клюв, хвост)
- Зачем нужны птицам крылья? Зачем клюв? Лапки?
- Чем покрыто тело птиц?
- Чем мы можем помочь птицам?
- Хотели бы вы полетать, как птицы? Тогда давайте поиграем
Физ минутка (дети выполняют движения согласно текста)
«Птички весело летают, птички весело поют
Птички крошки собирают, зернышки клюют.
Перышки почистили, клювики почистили
Дальше полетели и на место сели»
- Ой, ребята, посмотрите, пока мы играли, птицы разлетелись, остались только следы на снегу. Давайте посмотрим и попробуем определить, каким птичкам эти следы принадлежат.
(Определяют, что большие следы принадлежат большим, а маленькие маленьким птицам)
- Незнайке очень понравилось быть у вас на занятии, он узнал, что птицы все разные, но у них есть и общее: крылья, клюв, хвост. И сейчас мы будем собираться на прогулку и возьмем угощение для наших зимующих птиц, ведь в зимнее время нужно не забывать о наших маленьких друзьях. Птиц нельзя обижать, птицам надо помогать!
- А вам, ребята, понравилось Незнайке рассказывать о птицах?