Ольга Козельская
Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На I этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается так называемое «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»; не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.
Публикация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Изонить, вышивание по картону
- Мелкая моторика
- Нитки. Поделки, рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Коррекционно-логопедическая практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова, Л. В. Фомина - ученые Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в целом использую - ниткопись. Идея родилась недавно, но очень помогает мне в работе. Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нить, слегка прижимая её пальчиками по всей длине.
Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и т. д.
Попытка сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной и мотивационной. Такое объединение двух видов деятельности имеет смысл после постановки звука – ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы, одновременно производя различные движения пальчиками.
К этапу многократного повторения слов и фраз ребенок уже знаком с основными приемами ниткописи и способен удерживать свое внимание на двух видах деятельности – речевой и ручной.
В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Литература:
Ребенок учится говорить. Кольцова М. М.
Тетрадь для подготовки в школу. Колпакова Т.
Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Бот О. С.
Развитие графических навыков письма у дошкольников. Утехина К.