Cветлана Киселева
Ниткография и ниткопись в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Работая не протяжение многих лет в старшей разновозрастной группе, сталкиваемся с проблемой плохо развитой мелкой моторики рук у детей. (Слайд 2)
Поэтому стали применять и на НОД и в свободной деятельности нетрадиционную технологию ниткографию. (Слайд 3)
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно – образовательный процесс технологии «Ниткография».
Задачи:
1 .Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Публикация «Ниткография и ниткопись в детском саду» размещена в разделах
2 .Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
3. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точность и координацию движений руки.
4. Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие. (Слайд 4)
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. (Слайд 5)
Педагогические средства, используемые в работе.
Методы и приёмы.
Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приё мы:
Наглядные методы: Демонстрация наглядных средств наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике «ниткография» Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление.
(Слайд 6)
Практические методы: В развитии мелкой моторики ведущая деятельность детей - практическая. Она направлена на получение конкретного продукта. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. (Слайд 7)
Словесные методы: Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Формы.
Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок. Работу по развитию мелкой моторики в процессе использования новой технологии выстроила по трем блокам педагогического процесса:
• организованно - образовательная деятельность;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Форма организации по составу участников:
• групповая,
• подгрупповая,
• индивидуальная. (Слайд 8)
Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно - моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. (Слайд 9)
Разновидностью ниткографии является ниткопись. Это рисование окрашенной нитью (удобнее гуашью).Она многократно витиевато изгибается- в результате получается изящное изображение. (Слайд 10)
Процесс рисования нитями в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Ниткография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе использования разнообразной пряжи. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции. (Слайд 11)
Доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для речевого развития, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству. Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, картин в технике ниткография, создали определенные условия в группе. (Слайд 12)
Создание таких условий предполагает следующее:
- наличие разнообразных материалов (ниток и пряжи разной фактуры) для рисования нитями, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
- обеспечение свободного доступа к материалам;
- наличие образцов картин,
- карточек с заданиями.
Такие образцы ребенок может воспроизводить точно или в измененном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей. Организован «Уголок изобразительной деятельности», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке. Дети в любое время могут самостоятельно реализовать свои возможности, независимо от взрослого. Разнообразие тем, предложенных детям, для работ, позволило нам в полной мере отработать навыки выкладывания нитью различных форм, как простых, так и сложных. Дети научились передавать формы овощей и фруктов, предметов окружающего мира и природы, передавать не только форму, но и соответствующий цвет. Работа проводилась от простого выкладывания рисунков к наклеиванию ниток по готовому контуру. В старшем дошкольном возрасте задачи в работе с техникой «ниткография» усложняются. (Слайд 13)
Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками.
Знакомство с ниткописью, цельной нитью обычно происходит в старшей группе.
Тематические недели стимулируют творчество с использованием приемов ниткографии.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей. Использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. (Слайд 14)В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам детского сада. Одним из важнейших условий развития мелкой моторики является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе родители. (Слайд 15)
Систематическое внедрение нетрадиционных техник рисования в воспитательно-образовательный процесс, позволило развить творческие способности детей, сформировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, создать интерес к различным техникам, материалам и желание действовать и экспериментировать с ними. (Слайд 16)