Анна Валяева
Нежелательное поведение у детей дошкольного возраста и его коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое поведение?
Поведение – это всё, что делает и говорит человек. Это комплекс человеческих поступков.
Каждый человек (даже самый маленький) в своей жизни одновременно играет несколько социальных ролей. Как вы думаете, какие? (сын, внук, воспитанник в детском саду и т. д.)
И в каждой своей роли ребёнок ведёт себя по-разному, так как он этому научился или его этому научили.
Наверное, вы замечали, что в одной и той же ситуации ребёнок с мамой и с папой или с бабушкой ведёт себя по-разному. Проявляет разное поведение.
Публикация «Нежелательное поведение у детей дошкольного возраста и его коррекция» размещена в разделах
Но бывает и так, что дети в силу своего возраста и разного темпа речевого развития, не всегда чётко и понятно могут выразить свою просьбу и поэтому начинают нервничать, закатывают истерику, потому что их не понимают. Такие ситуации, как правило сразу видны и понятны для родителя и их легко отличить от основных причин нежелательного поведения. В этом случае взрослому нужно научиться расшифровывать язык ребёнка, но не увлекаться. Так как время автономной речи у детей длится непродолжительно и с возрастом слова становятся всё понятнее, а фразы более развёрнутыми, тогда эта проблема отпадёт сама собой.
Причины поведения
Каждое поведение имеет свою причину. Без причины не бывает ничего. Есть причина - само поведение - последствия.
В основном причины нежелательного поведения – это привлечение внимания, избегание деятельности и получение желаемого.
И, наверное, каждый из вас может привести хотя бы один пример из своей жизни для каждой из причин нежелательного поведения.
Рекомендации по коррекции нежелательного поведения
Как же решать такие проблемы, если ребёнок добивается всё истерикой, плохим поведением:
1. Выявить причину. Если это привлечение внимания, то почаще играть с ребёнком, интересоваться его делами, как прошёл день, что нового было, что больше всего запомнилось и т. д. Проговаривать свои эмоции, свои чувства, чтобы ребёнок знал это и умел так же проговаривать свои чувства, когда он обижен или злится, или радуется, или грустит. И конечно же чаще обнимать ребёнка, говорить о том, что вы его любите, что гордитесь им. Никогда не сравнивайте ребёнка с другим, более успешным (на ваш взгляд) ребёнком, так как это понижает его самооценку. Если это избегание деятельности, то добиваться своего (но сначала необходимо убедиться что ребёнок именно избегает деятельности и у него ничего не болит, не беспокоит, он не голоден, не хочет в туалет и т. д.). Не хочет идти спать или собирать игрушки (таймер, песочные часы, перед просмотром мультиков сразу договориться, сколько серий смотрит ребёнок или следить за стрелками часов (для старших дошкольников). Если это получение желаемого, то уметь договариваться с ребёнком или сразу реагировать на его просьбу, а не ждать валяния по полу (как в примере со жвачкой).
2. Всем взрослым членам семьи, принимающим участие в воспитании ребёнка сесть за «стол переговоров» и выработать свои правила воспитания. Например, если выходить на балкон без взрослого нельзя, то это нельзя должно быть всегда и везде, при любой погоде и любом настроении мамы или папы. Если мама разрешила посмотреть телевизор 30 минут, то и папа должен придерживаться этого правила. И если маме не нравится некоторые детали папиного воспитания, то она может это обсудить с папой наедине.
3. Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Образец поведения у ребёнка всегда перед глазами – это его родители. И вы, наверное, сами замечаете, что тоже копируете поступки своих родителей. Потому что модель поведения мы все берём из своей семьи, из детства. Если ребёнок не оправдывает ваши ожидания, то он не виноват в этом, потому что это ваши ожидания и он не в курсе их.
4. Просто стать лучшим другом своему ребёнку. Найти общее занятие, создавать традиции своей семьи и всегда им следовать. Разнообразить совместный отдых. Уметь договариваться. Чаще хвалить ребёнка за его успехи.