Наталья Тамурова
Нетрадиционный способ лепки в создании плоскостного изображения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы:
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие». Лепка из пластилина занимает особое место в развитии ребёнка, так как способствует формированию художественного вкуса, пространственного мышления, воображения.
Занимаясь с детьми нетрадиционной лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Публикация «Нетрадиционный способ лепки в создании плоскостного изображения» размещена в разделах
Педагогическая целесообразность работы объясняется тем, что в ней основной материал
— пластилин, а основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения
зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна
детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и
вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и
интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Цель: Создание условий для формирования практических умений и развитие у детей
индивидуальных творческих способностей.
Содержание работы.
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность дошкольников.
Совместная деятельность детей и родителей.
Проведение совместной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство
фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Этап 1. Знакомство с нетрадиционной техникой.
Начинать знакомить детей с нетрадиционной техникой работы пластилином можно в
младшей группе и включаю художественно – творческую деятельность в образовательный
процесс, в свободное время в ходе режимных моментов. Ребята рассматривают картины и
иллюстрации, выполненные в определенной технике, узнают, какие материалы и
инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы
пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ.
Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике.
На этом этапе обучения ребята осваивают правильную постановку пальцев, учатся
работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка. Кроме того,
осваивают следующие приё мы: размазывать пластилин, будто закрашивая
рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет
или оттенок. Для большей выразительности работ используют природный материал и
другие вспомогательные предметы.
Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Когда дети уже освоили приемы, и техники, они самостоятельно выбирают рисунок по
сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны
детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.
Содержание совместной деятельности с детьми по возрастам:
Первые уроки рисования пластилином можно проводить уже с 3-4 летними детьми.
Причем это оптимальный возраст для знакомства с особенностями и возможностями
пластилина.
Дошкольники младшей группы уже могут освоить примитивные методы лепки :
сплющивание, раскатывание, скатывание. В таком возрасте моторика пальцев ещё слабо
развита, поэтому для занятий нужно подбирать простые эскизы, содержащие мало
деталей.
Лепка для младших дошкольников - средство начального развития мышления и
художественного восприятия. Ключевая цель работы по нетрадиционной технике с
пластилином,- это совершенствование мелкой моторики у детей младшей возрастной
группы.
Средняя группа:
В 4-5 летнем возрасте дети уже находчивей, они уже умеют манипулировать пальчиками,
управляться с мелкими предметами. Поэтому им предлагались более сложные эскизы и
техники рисования пластилином. Дошкольники уже способны изображать интересные
образы из тонких «шнурков». В этой возрастной группе важно научить воспитанников
работать аккуратно, не вылезая за контуры. Также детям непременно понравится
декорировать пластилиновые рисунки дополнительными материалами. Можно
предложить воспитанникам изобразить аквариумную рыбку, жар-птицу, бабочку, осеннее
дерево, цветочный букет в вазе.
Ключевое назначение в средней группе -совершенствование творческих навыков и
формирование интерес к изобразительно-прикладному искусству. Дети учатся работать по
предложенному образцу. ориентироваться в пространстве, продуктивно сотрудничать с
товарищами, выполнять работу до конца, адекватно оценивать собственный и чужой
результат. Дошкольники уже понимают, как сосредоточиться, проявлять аккуратность и
внимательность.
Старшая группа: дошкольники 5-6 летнего возраста уже без особых затруднений
создают сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей, причем не
только предметные, н и сюжетные. Им предлагается поработать над созданием лесного
пейзажа, аквариума или морского дна, зоопарка, сказочного персонажа. Желательно, чтоб
дети попробовали все возможные варианты техники рисования пластилином. Пусть не все
у них получается, но такое творческое разнообразие непременно простимулирует интерес
к изобразительному искусству.
Отличная идея для проведения занятия с дошкольниками - создание одной большой
композиции общими усилиями. Дети в этой возрастной группе уже знают о свойствах и
возможностях пластилина, как прикладного материала, о правилах и этапах лепки, умеют
соблюдать контуры изображений, координировать движение обеих рук, составлять
правильные по композиции и палитре произведения.
Для старших дошкольников нетрадиционная лепка - действенный способ подготовки
аппарата рук к школьному письму. Важно стимулировать творческую и познавательную
активность воспитанников, их коммуникативные навыки, воспитывать прилежность,
аккуратность дисциплинированность- все это необходимо для успешного начала обучения
в школе.
Подготовительная к школе группа
С 6-7 летнего возраста дети могут учиться созданию объёмных рисунков,
совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Использовались эскизы
любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблон на
заданные темы. В этой возрастной категории дети уже легко справляются примитивными
приемами лепки, но зачастую еще требуется дорабатывать сложные техники, такие как
создание причудливо, изогнутых форм.
Работа с дошкольником в этой возрастной группе направлена на развитие образного
мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального
словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи
и эмоции, подбирать гармоничную палитру, подходящую к сюжету рисунка
дополнительный декор, совмещать несколько техник.
Техники работы с пластилином.
1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности.
В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для
раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких
деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные
композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином,
например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику
нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо
предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше
всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность,
таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
2. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны
прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилин графии используется на стекле, изображение получается с другой
стороны, поэтому называется обратная пластилин графия. Так как на стекле детям
дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы
рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и
хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами
или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой.
Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу
можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую
рамку.
3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием
различных элементов - валиков, шариков, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для
начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый
участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими
шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи
стеки.
4. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из
пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые
шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство,
не выходя за контур
5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и
кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые
предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для
этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду,
чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно
подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется
пространство.
6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с
последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том,
что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника
подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой
сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь
сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить
излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые
трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают
ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким
образом добиваясь 3-Д эффекта.
7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на
горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф,
контррельеф)
Барелье ф (фр. bas-relief —низкий рельеф). Барельеф — распространённый вид украшения
архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором
изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если
более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать
рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой
отдельных деталей, которые будут выступать на
поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого
рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного
рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо
раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести
узор валиком или штампиком.
Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины
лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной
пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию
прямого солнечного света и нагреванию.
Материалы для работы:
Пластилин используется любой, но предпочтительно восковой;
цветной плотный картон -подойдет пластиковая или деревянная панель ;
маркеры;
стержни от шариковой ручки;
фоторамки. (в уголке)
дощечки для раскатки пластилина и лепки нужных форм ;
Комплект стеков;
Емкость с водой для увлажнения кожи рук либо влажные тканевые салфетки
ножницы;
специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
шприц без иглы;
приспособления для выполнения узоров на материале (кондитерский шприц,
пустые капсулы от фломастеров, ручек и пр.);
бросовый материал для декорирования поделок (бусины, стразы, бисер, природные
материалы и пр.).
Важно отметить, хранение материалов в младшем возрасте - в уголке творчества в
открытом доступе; в старшем возрасте -в маркированных коробках, в доступном
для детей месте.
Методы работы с пластилином при создании рисунков.
прилепливание — главный прием покрытия основы;
размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего
прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками
пальцев;
раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска
пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
прищипка — прием скрепления мелких элементов;
придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;
царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали
изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном
стволе;
смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания
соединенных кусков пластилина разного колера
При применении последнего метода необходимо учитывать некоторые нюансы.
Если соединить желтый и голубой, получится зеленый. Если желтый и красный,
получится оранжевый. А соединением красного и голубого удается сделать сиреневый. То
есть принцип тот же, что и при соединении красок Если нужно сделать оттенок темнее,
примешивается небольшое количество черного А если примешать белый пластилин, то
яркий колер превратится в бледный, светлый. Если хочется, чтобы рисунок выглядел
глянцевым, то при работе с пластилином пальцы должны быть постоянно влажными.
Формы работы с родителями:
1. Стендовая информация
2. Анкетирование
3. Раздаточная информация (брошюра
4. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей «Мастер – классы»