Оксана Григорьева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьева, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3. И. Теплова стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.
Воображение – это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни.
Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Был разработан проект, цель которого – создать педагогические условия для развития творческого воображения старших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Система включает 8 занятий по рисованию : сформулированы их цели, подобраны необходимые средства обучения, перечислено оборудование, раскрыты основные моменты реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками. Каждое из занятий имеет тему: игрушки, природа, времена года, праздники, игры. Это способствует приданию личностного смысла художественному творчеству детей.
Нетрадиционные техники рисования, отобранные мной для занятий с детьми 6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие : оттиск пенопластом, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, рисование по сжатой бумаге, кляксография с трубочкой, обрывание бумаги, рисование нитками. Используя перечисленные техники рисования, дети быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности.
Для исследования особенностей творческого воображения мной подобраны следующие диагностики: «Дорисовывание» и «Завершение рассказа» (автор Д. Б. Эльконин, тест Е. Торренса «Неполные фигуры», модифицированный тест Г. Роршаха. В процессе анализа научной литературы по проблеме были выделены основные компоненты, критерии и показатели развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы сформулирован ряд рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми 6-летнего возраста.
Для занятий воспитателю нужно готовить красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. С целью развития творческого воображения и фантазии старших дошкольников воспитатель может показать детям специальные упражнения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
После проведения исследования пришли к следующему выводу: чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.