Наталья Пикалова
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Не все дети любят рисовать карандашами или обычными красками, поэтому и стоит предложить им разные нестандартные способы. Куда интересней творить, вроде бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как: зубочистки, зубные щетки, ватные палочки, губочки и т. д. Уж поверьте, ваш ребенок не откажется порисовать пальцами или даже целой рукой, а может даже и не на бумаге, а, например, на ткани. Можно создать соленую картину, а серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками;
• печать из ниток;
• печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать :
• отпечатки-картинки;
• печать пластилином;
• масляная пастель + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные ниточки;
• монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :
• рисование мыльными пузырями;
• рисование солью;
• кляксография;
• пластилинография;
• граттаж;
• фроттаж.
Пальчиковая живопись. Думаю, из названия вы уже поняли, что этот метод отличается использованием в процессе рисования только ладошек и пальчиков, без кисточек и карандашей. Вся работа осуществляется специальными красками (такими, которые не навредят здоровью малыша) и, соответственно, самими ладошками и пальчиками. Этот метод хорош тем, что ребенок сможет опробовать творчество без специальных инструментов, как говорится «изнутри». Полет фантазии обеспечен.
Кляксография. Очень специфический метод рисования. Хотя его можно объяснить логически. С самого рождения лет до 3–4 ребенок не может переносить картинку, которую он видит на бумагу, но уже в своей голове он может воображать. Этот метод как раз направлен на развитие воображение детей. Смысл заключается в рисовании обычных клякс, а как вы знаете, наш мозг при виде неопределенного изображения пытается подыскать точный образ или точный предмет, который будет иметь хотя бы каплю схожести с этой кляксой. Мозг додумывает образ.
Рисование отпечатками листьев. Очень интересный способ рисования. Его можно отнести к техник штамповки, однако такой способ требует большей аккуратности и координации движений. Вам понадобятся листья различных форм, бумага, ну и, конечно же, гуашь. Первым делом, соответственно, следует покрасить листок бумаги цветом, который больше нравится ребенку. Затем берем листок и аккуратно кладем на окрашенный лист бумаги, этот листочек стоит прижать, для того чтобы цвет более четко отпечатался. Затем стоит повторить данный процесс несколько раз и отпечатать на чистом листе бумаги. Но стоит помнить о том, что ребенок не сможет все это выполнить в одиночку, здесь обязательна помощь воспитателя.
Монотипия. Такая техника применяется для изображения зеркального отражения чего-либо на водной глади (пруда, озера, реки и т. д.). Складывается пополам лист бумаги, на одной половинке рисуются будущий пейзаж и раскрашивается красками, а потом лист складываем лист пополам и проглаживаем ладонью. После, разворачиваем лист и исходный пейзаж оживляем красками, а отпечатанный объект имеет более расплывчатые контур, он похож на отражение на водной глади
. Мрамирование бумаги. Берем любую неглубокую емкость, чтобы туда уместился нужный нам лист бумаги (можно тарелку). Наносим ровным слоем пену для бритья на дно емкости. Смешиваем разные краски с водой и с помощью кисти или пипетки капаем на поверхность пены в разнообразном порядке. Затем кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п. Берем лист бумаги и прикладываем его к поверхности получившейся узорчатой пены. Кладем лист на стол и просушиваем. После чего остается соскрести всю пену с листа картоном или чем-то похожим на картон.
Граттаж – техника царапанья. Лист бумаги нужно раскрасить акварельными красками разных цветов, дать высохнуть краске и натереть поверхность восковой свечой. В итоге получается разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина. Далее берем черную тушь или гуашь и добавляем в нее немного шампуня, перемешиваем и покрываем наш разноцветный лист, получившейся черной краской. Хорошо просушиваем и рисуем зубочисткой или вязальной спицей (под присмотром воспитателя) рисунок.
Ниткография – рисование нитками. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.
Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Мною описаны, разумеется, не все способы и методики рисования, но я уверена, что основная суть понята.
Нетрадиционные техники рисования способствуют :
• освобождению от детских страхов;
• развитию уверенности в своих силах;
• развитию пространственного мышления;
• развитию мелкой моторики рук;
• развитию творческих способностей;
• развитию воображения;
• развитию внимания и усидчивости.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.