Наталья Пикалова
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования детей дошкольного возраста.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Не все дети любят рисовать карандашами или обычными красками, поэтому и стоит предложить им разные нестандартные способы. Куда интересней творить, вроде бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как: зубочистки, зубные щетки, ватные палочки, губочки и т. д. Уж поверьте, ваш ребенок не откажется порисовать пальцами или даже целой рукой, а может даже и не на бумаге, а, например, на ткани. Можно создать соленую картину, а серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками;
• печать из ниток;
• печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать :
• отпечатки-картинки;
• печать пластилином;
• масляная пастель + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные ниточки;
• монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :
• рисование мыльными пузырями;
• рисование солью;
• кляксография;
• пластилинография;
• граттаж;
• фроттаж.
Пальчиковая живопись. Думаю, из названия вы уже поняли, что этот метод отличается использованием в процессе рисования только ладошек и пальчиков, без кисточек и карандашей. Вся работа осуществляется специальными красками (такими, которые не навредят здоровью малыша) и, соответственно, самими ладошками и пальчиками. Этот метод хорош тем, что ребенок сможет опробовать творчество без специальных инструментов, как говорится «изнутри». Полет фантазии обеспечен.
Кляксография. Очень специфический метод рисования. Хотя его можно объяснить логически. С самого рождения лет до 3–4 ребенок не может переносить картинку, которую он видит на бумагу, но уже в своей голове он может воображать. Этот метод как раз направлен на развитие воображение детей. Смысл заключается в рисовании обычных клякс, а как вы знаете, наш мозг при виде неопределенного изображения пытается подыскать точный образ или точный предмет, который будет иметь хотя бы каплю схожести с этой кляксой. Мозг додумывает образ.
Рисование отпечатками листьев. Очень интересный способ рисования. Его можно отнести к техник штамповки, однако такой способ требует большей аккуратности и координации движений. Вам понадобятся листья различных форм, бумага, ну и, конечно же, гуашь. Первым делом, соответственно, следует покрасить листок бумаги цветом, который больше нравится ребенку. Затем берем листок и аккуратно кладем на окрашенный лист бумаги, этот листочек стоит прижать, для того чтобы цвет более четко отпечатался. Затем стоит повторить данный процесс несколько раз и отпечатать на чистом листе бумаги. Но стоит помнить о том, что ребенок не сможет все это выполнить в одиночку, здесь обязательна помощь воспитателя.
Монотипия. Такая техника применяется для изображения зеркального отражения чего-либо на водной глади (пруда, озера, реки и т. д.). Складывается пополам лист бумаги, на одной половинке рисуются будущий пейзаж и раскрашивается красками, а потом лист складываем лист пополам и проглаживаем ладонью. После, разворачиваем лист и исходный пейзаж оживляем красками, а отпечатанный объект имеет более расплывчатые контур, он похож на отражение на водной глади
. Мрамирование бумаги. Берем любую неглубокую емкость, чтобы туда уместился нужный нам лист бумаги (можно тарелку). Наносим ровным слоем пену для бритья на дно емкости. Смешиваем разные краски с водой и с помощью кисти или пипетки капаем на поверхность пены в разнообразном порядке. Затем кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п. Берем лист бумаги и прикладываем его к поверхности получившейся узорчатой пены. Кладем лист на стол и просушиваем. После чего остается соскрести всю пену с листа картоном или чем-то похожим на картон.
Граттаж – техника царапанья. Лист бумаги нужно раскрасить акварельными красками разных цветов, дать высохнуть краске и натереть поверхность восковой свечой. В итоге получается разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина. Далее берем черную тушь или гуашь и добавляем в нее немного шампуня, перемешиваем и покрываем наш разноцветный лист, получившейся черной краской. Хорошо просушиваем и рисуем зубочисткой или вязальной спицей (под присмотром воспитателя) рисунок.
Ниткография – рисование нитками. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.
Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Мною описаны, разумеется, не все способы и методики рисования, но я уверена, что основная суть понята.
Нетрадиционные техники рисования способствуют :
• освобождению от детских страхов;
• развитию уверенности в своих силах;
• развитию пространственного мышления;
• развитию мелкой моторики рук;
• развитию творческих способностей;
• развитию воображения;
• развитию внимания и усидчивости.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.