Анна Пудовкина
Нетрадиционные техники рисования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требует особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого малыша. Кроме того, они дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» размещена в разделах
Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным творчеством и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая эстетический вкус и воображение, можно, если в работе использовать не только классические техники, но и попробовать поэкспериментировать с необычным материалом, например, листьями, штампами из овощей, солью, манкой, песком и т. д.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования :
• Способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть страхи и психологические зажимы.
• Развивают абстрактное мышление и воображение.
• Формируют целостное восприятие предмета, совершенствуют чувство цвета и формы.
• Создают условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.
• Знакомят детей со свойствами различных материалов.
• Прививают вкус к нестандартному мышлению и экспериментально-исследовательской деятельности.
• Развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.
• Позволяют испытать чувство радости и вдохновения, пробуждают желание творить, создают атмосферу эмоционального подъёма.
Какие техники можно применять :
1. Рисование пальчиками — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.
2. Рисование ладошкой — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
Порядок выполнения работы:
• На целлофане ребёнок рисует изображение с помощью красок и кисти.
• С помощью губки увлажняет поверхность чистого альбомного листа.
• Прикладывает лист к рисунку на целлофане.
• Поднимает лист.
• Ребёнок рассматривает получившееся отображение.
4. Рисование набрызгом — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или дорисовать краской.
7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка. Несколько вариантов:
1. Для получения эффекта мелких точечек или пятнышек – на влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
2. На основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
3. С помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
8. Рисование на соли, манке или песке — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку, и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того, такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.
11. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры. Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона.
12. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
13. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.
Штампы можно сделать разные:
• Ватные диски.
• Деревянные фигурки.
• Круглые, овальные заготовки из моркови.
• Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.
• Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).
• Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).
• Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.
• Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.
• Пластиковые или деревянные детали для конструктора.
• Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.
• Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.
• Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки.
Этапы работы со штампами:
• Обмакнуть штамп в краску или заполнить силуэт предмета, не выходя на контурную линию.
• Приложить к листу, прижать, не сдвигая с поверхности, аккуратно поднять.
• Обратить внимание на полученный оттиск, увидеть аналогию с предметом или явлением природы, дорисовать детали.
• Можно предложить ставить отпечатки в определённой логической последовательности (башня, гусеница, бусы, вагончики поезда). Составить изображение предмета из нескольких частей.
14. Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность).
Условия, которых необходимо придерживаться для получения качественного рисунка:
• жёсткая сухая кисть из натуральной щетины, предварительно подрезанная на несколько миллиметров;
• густая гуашь, небольшое её количество на кисти;
• после промывания кисть высушивают с помощью салфетки;
• пробный тычок делается на отдельном листе-черновике;
• кисть при выполнении технического приёма располагается вертикально по отношению к поверхности листа.
Активное применение классических и альтернативных способов изобразительной деятельности на занятиях в детском саду помогает ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в новый радостный мир необычных художественных техник, развивает интерес к исследовательской деятельности, пополняет словарный багаж. Методика занятия, предполагающая отход от привычного копирования и подражания действиям воспитателя, создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка. Творческие игры рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют, нейтрализуют неуверенность ребёнка в себе и неверие в собственные силы.