Виктория Денисова
Нетрадиционные формы занятий как средство активизации познавательной деятельности воспитанников коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные формы воспитательных занятий как средство активизации познавательной деятельности воспитанников коррекционной школы в условиях введения ГОС»
Слайд№2
Основной закон детской природы состоит в том, что «дитя» требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
К. Д. Ушинский
Публикация «Нетрадиционные формы занятий как средство активизации познавательной деятельности воспитанников коррекционной школы» размещена в разделах
Каждого педагога волнуют такие вопросы: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника. Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания. Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, авторитарности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность обучающимся раскрыться с новых сторон. Новый государственный образовательный стандарт, отвечая требованиям времени, смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание.
Слайд №3.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Нетрадиционные воспитательные занятия - одна из форм организации обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.
Форм нетрадиционных занятий много
В условиях внедрения ГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность воспитанников, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебно-воспитательной, работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Все элементы нестандартного воспитательного занятия направлены на коррекцию недостатков умственного развития, а также на развитие высших психических функций. В учебно-воспитательном процессе необходимо развивать речь, память, мышление, внимание, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
В структуре нетрадиционного занятия обязательным является и наличие элементов здоровье и психосберегающих технологий: пальчиковые упражнения-активизаторы, гимнастика зрения и слуха, игротерапия, глазодвигательные упражнения, динамические паузы, релаксация и другие.
Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с интеллектуальной недостаточностью, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нетрадиционных воспитательных занятий. Они формируют устойчивый интерес к познавательной деятельности, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, они помогают преодолевать трудности в учёбе. Кроме этого нетрадиционные занятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными. Они приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных занятий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Слайд№4
Признаки нетрадиционного занятия :
• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
• Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
• Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.
• Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, использование музыки, видео.
• Организация и выполнение творческих заданий.
• Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.
• Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки занятия.
• Обязательное планирование занятия заранее.
• Четко определять 3-и дидактические задачи.
• Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
В зависимости от целей конкретного воспитательного занятия и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры занятия, чтобы преодолеть стереотипности в обучении, сделать воспитательное занятие радостным и интересным. Воспитатель планирует, строит занятие в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и импровизации.
Нетрадиционные формы деятельности, которые стали использоваться в последнее время на практике : Слайд№5
• Интегрированные занятия, основанные на меж предметных связях;
• Занятие – соревнование, конкурсы, турниры, КВН, викторины и т. д. ;
• Занятия в форме игры;
• Занятия, основанные на методах общественной практики : репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, устный журнал, газета и т. д. ;
• Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, проекты, выставки, исповедь и т. д. ;
• Занятия – фантазии : сказка, путешествия, сюрприз, приключение и т. д. ;
• Занятия, основанные на имитации общественной деятельности : суд, следствие, учебный совет, парламент и т. д.
Слайд№6
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
• 1. Замысел.
• 2. Организация.
• 3. Проведение.
• 4. Анализ.
Слайд №7
В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:
• Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;
• Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;
• Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Цель нетрадиционных занятий : отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Слайд №8
Что дает применение таких занятий в учебно - воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы предполагают :
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к учебно-воспитательному процессу;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к занятию учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• Развитие коммуникативных навыков общения и положительных межличностных отношений
• становление новых отношений между воспитателем и воспитанниками.
• Снятие эмоциональной и физической замкнутости
Нестандартные занятия, необычные по замыслу организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные традиционные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам, но превращать их в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия большого познавательного труда.
Место нетрадиционных занятий в общей системе должно определяться самим воспитателем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого воспитателя.
Каждая форма и приём педагогической техники, применённые на занятиях должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Слайд №9
1. При отборе той или иной формы, приёма необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определённого класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приёма.
2. Методика использования формы, приёма должна быть чётко продумана воспитателем, скрупулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она даёт положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.
Слайд №10
Советы педагогу, готовящему к занятию в нетрадиционной форме
1. Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения занятия.
2. Не допускайте никаких излишеств. Занятие должно быть цельным, гармоничным.
3. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в занятие.
4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего занятия взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.
5. Залог успеха вашего нетрадиционного занятия – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
ИТОГ
Нетрадиционные воспитательные занятия актуальны в настоящее время. Они положительно влияют на учебно-воспитательный процесс так как :
позволяют оценить большинство или даже всех воспитанников в классе;
позволяют отработать различные формы, приемы и методы работы на занятиях;
выполняют огромную воспитательную и образовательную функцию: расширяют кругозор детей, учат вести дискуссии, выбирать информацию и проводить сравнение, делать выводы и прогнозировать результат, проявлять инициативу при подготовке заданий индивидуально и в группе, уважать чужое мнение, проявлять лидерские способности.
И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к нетрадиционным формам проведения занятий, сможет более эффективно применить их в своей работе, что будет способствовать активизации познавательной деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.