Оксана Блаженсая
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Я выбрала эту тему, потому что проблема взаимодействий детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относится к нему, как к равному себе.
Изначально, работая с родителями, я использовала традиционную форму работы :
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» размещена в разделах
- родительские собрания 3 раза в год;
- консультации для родителей;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- индивидуальные и групповые беседы;
- дни открытых дверей;
- творческие отчёты воспитателей и детей перед родителями (утренники, открытые занятия,развлечения, концерты).
Для себя я отметила, что такая форма работы с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в жизни группы (детского сада) выигрывают все. Всю свою работу я поделила на три этапа, составила план, по которому продолжила свою работу.
I этап
«Информационно-аналитический»
Подбор литературы:
«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина, В. И. Евстигнеева;
«Работа ДОУ с семьей» А. В. Козлова;
«Система сопровождения родителей» М. В. Тимофеева;
«Я – компетентный родитель» программа работы с родителями дошкольников под редакцией Л. В. Коломийченко.
На этом этапе я изготовила для родителей почтовый ящик «Вопросы и предложения». Рядом с ящиком есть стикеры и ручка, таким образом, родители имеют возможность написать свои вопросы, ответ на которые им хотелось бы узнать, а также внести предложения по работе в группе. На основе данных вопросов и предложений я могу спланировать консультации и беседы для родителей, как индивидуальные, так и групповые.
II этап
«Внедрение в практику»
1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье;
2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;
3. Определение линии педагогического общения с семьей;
4. Подготовка вспомогательной литературы (книги, статьи, буклеты, журналы) для консультаций;
5. Подбор педагогических ситуаций,их решения;
6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр);
7. Совместный подбор с родителями материалов для выставок, репортажей, папок-передвижек (фотографии, статьи, истории);
8. Подготовка к совместным проектам;
9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, «правил общения», совместных игр, просмотров передач, чтения книг.
На этом этапе работы подготовила анкеты для родителей и провела анкетирование, затем, проанализировав их выявила общую проблему – родители не умеют взаимодействовать и общаться с детьми. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга?», «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно?». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность». Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.
При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок и т. д.
Совместно с родителями готовим праздники и развлечения. Например, на «День матери» вместе с папами оформили фотовыставку «Наши любимые». А так же чаепитие «Капустная вечерка» в стиле русских народных традиций с частушками, самоваром, баранками, вареньем. Целью таких мероприятий является знакомство с народными традициями, приобщение к истокам русской народной культуры, привитие любви и уважения к народным традициям.
Далее уже совместно со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем) мы подготовили ряд консультаций: «Формы работы общения с ребенком», «По дороге домой», «Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях», «Пойте детям перед сном».
III этап
«Заключительный»
1. Подбор материала для родителей на тему «Коммуникативное общение» (выставка);
2. Тренинг коммуникативных целей для родителей;
3. Деловая игра «Технология без оценочного общения с ребенком;
4.«Детский сад и семья - лучшие друзья» (педагогические игры с родителями);
5. Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму».
6. Семейные альбомы, портреты и фоторепортажи;
7. Подготовка к маршрутам выходного дня.
На этом этапе консультирование на тему «Как наше слово отзовется» для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребенка и его социализации, с выставкой подобранной литературы (книг, журналов, брошюр).
В сентябре мы проводили собрание, включили в него тренинг для родителей «Как отвечать на все детские «Почему?»», было проиграно много разных ситуаций (родители примеряли на себя роль детей, а педагоги - роль родителей). После такого тренинга, думаю, что многие родители смогли понять, какие ошибки они совершили со своим ребенком, чему им еще нужно научиться. Вместе с родителями мы решили запечатлеть все свои достижения, интересные моменты, совместные мероприятия и оформлять это в виде фоторепортажей и малотиражных газет. А также, родители поддержали мою идею делать альбомы тематического содержания «Наши бабушки», «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я – спортивная семья».
На завершающем этапе родители перестают быть наблюдательными, наоборот предлагают свои идеи в организации совместных праздников, досугов, развлечений, оказывают помощь в оснащении и оборудовании группы. Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание деревьев, кустарников, рассады цветов).
В начале общения с родителями было сложно организовать совместные выходные выезды в театр, музей, зоосад, но, после проведения данной работы родители стали более отзывчивыми. Для начала я вывешивала в родительском уголке информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные (кукольный театр, музей, ТЮЗ, зоосад, цирк, детский развлекательный центр). Так же вывешивала репертуар, расписание работы, название выставок. После посещения тех или иных мероприятий, просила родителей и детей зарисовать самое интересное, а затем, вместе с родителями, устраивали выставки совместных работ «Где я был». Помимо таких выставок, родители принимают активное участие в выставках детских работ, изготовленных вместе с детьми. В нашей группе ежегодно проводятся выставки совместных работ «Город мастеров», «Дары осени», а также участвуют в конкурсах «Новогодняя игрушка», «Конкурс рисунка», помогают в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы».
Работа по взаимодействию с семьей еще не закончена, но уже сложилась определенная система по работе с родителями. Из результатов, полученных на данный момент, вижу, что дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию). А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.