Надежда Шинкун
Нетрадиционное рисование в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное рисование в жизни дошкольника
Детство - очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Он представляется маленьким исследователем и первооткрывателем. Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем успешнее идёт его разностороннее развитие, реализуются первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее доступных и близких видов работы с детьми является изобразительная деятельность. Она создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого рождается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. Миссия эта возложена на воспитателя, который имеет жизненный опыт и специальные знания и умения.
Публикация «Нетрадиционное рисование в жизни дошкольника» размещена в разделах
Изобразительная деятельность приносит много радости и удовольствия детям. В каждом ребёнке на генетическом уровне заложена потребность в рисовании : копируя окружающий мир, они изучают его. Детское художество изначально сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей достаточно более чем. Научить детей использовать нетрадиционные способы изображения - одна из главных задач педагога.
Нетрадиционные техники рисования способствуют обогащению знаний и представлений у детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей, пластилин и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги: цветным клейстером, методом набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и специальном стекле. Ребята пробуют рисовать ладошкой, пальчиками, ребром ладони, кулачком, получать изображения с помощью подручных средств (веревок, коктейльных трубочек, винных пробок, ниток, а также из природного материала (листьев и веточек деревьев, разрезанных пополам овощей и фруктов).
При непосредственном контакте пальцев рук с краской, дети познают её свойства (густота, твёрдость, вязкость). При добавлении воды разного объёма получают различные оттенки цвета. Следовательно, развиваются цветоразличение и тактильная чувствительность. Всё новое и необычное привлекает внимание детей, побуждает их удивляться и восхищаться. У ребят развивается интерес и желание познать что-то новое, провести исследование или эксперимент. У детей появляются вопросы к взрослым и сверстникам, активизируется и пополняется словарный запас.
Как известно, дети часто работают по предлагаемому образцу, но с помощью нетрадиционных техник рисования изображения позволяют избежать этого, так как педагог предлагает вместо готового образца лишь способ действия, инструменты и нетрадиционные материалы. У детей развивается воображение, творчество, проявляется самостоятельность, инициативность, индивидуальность. Применяя и комбинируя некоторые способы изображения в одном рисунке дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику применить в работе для того чтобы рисунок получился более выразительным. Затем дети анализирует и сравнивают свои работы, высказывают различные мнения. В результате появляется желание рисовать снова и снова, используя другие техники. Так дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения позволяет снять напряжение и страх перед процессом рисования. Некоторые виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня зрительно - моторной координации (рисование по стеклу, бархатной бумаге мелом, роспись ткани и т. д.). Например, такая нетрадиционная техника как рисование по клейстеру руками, способствует коррекции мелкой моторики пальцев. Эта и другие техники требует точности, быстроты движений пока не высохла краска. Отрабатывается навык силы нажима на тот или иной инструмент. Работа требует терпения, внимания, аккуратности (иначе не будет должного результата).
Работа с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет ребёнка, а вырабатывает у них работоспособность с сохранением высокой активности. Педагог с помощью данных техник осуществляет индивидуальный подход к детям, учитывая их желания и интересы. Рисование в несколько рук сближает детей. Развивается культура общения, возникают эмоционально тёплые отношения со сверстниками. Нравственные нормы и правила поведения легко усваиваются детьми.
Таким образом, использование в работе нетрадиционных техник рисования способствуют интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
С детьми МЛАДШЕГО дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками,
- оттиск печатками из картофеля, моркови, половинкой яблока, пенопласта,
- рисование ладошками.
Детей СРЕДНЕГО дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
- тычок жёсткой полусухой кистью,
- печать поролоном,
- печать пробками,
- восковые мелки + гуашь,
- свеча + акварель,
- отпечатки листьев,
- рисунки из ладошки,
- рисование ватными палочками,
- волшебные веревочки,
- монотипия предметная.
В СТАРШЕМ дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более сложные методы и техники:
- рисование солью, песком, манкой,
- рисование мыльными пузырями,
- рисование мятой бумагой,
- кляксография с трубочкой,
- монотипия пейзажная,
- печать по трафарет,
- кляксография обычная,
- пластилинография,
- граттаж.
Развивающая творческая среда играет важную роль в развитии ребёнка. Она стимулирует его на активную деятельность.
При организации предметно - развивающий среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность состоит в том, чтобы они могли свободно доступно и самостоятельно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе. Учитывать уровень знаний, умений и навыков в рисовании, а также возраст детей.
ЗАДАЧИ уголка творчества:
- развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью,
- закрепления умений и навыков в рисовании,
- расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов,
- развитие пальцевой моторики, творческого воображения и фантазии.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребёнок в будущем будет получать удовольствие от работы, без проблем переходить к овладению всё новых и новых техник в рисовании.
В каждом из нас живёт поэт и художник, а мы даже не задумываемся об этом. Вспомните притчу о "зарытых талантах". А ведь действительно многие "закапывают" свой талант в землю, не в состоянии раскрыть сами себя. Так и ходят "нераскрытые таланты" по улицам и живут обычной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности в детстве. Главное, помнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть таланты эти должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".