Девятова Светлана
Нетрадиционное преподавание ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное преподавание ФЭМП.
Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с основными свойствами и отношениями объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, количество, число, часть и целое, пространство и время, необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме : по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.
Публикация «Нетрадиционное преподавание ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Что сделает по ФЭМП эффективным?
-Нетрадиционная форма.
-Учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
-Задания развивающего.
-Игровая мотивация.
-Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.
-Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.) на основе математического содержания.
-Чередование видов деятельности.
К нетрадиционным формам занятий относятся:
Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит, решит и т. д.
Математические КВНы. Предполагается разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.
Театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.
Сюжетно-ролевые игры. Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения.
Занятия-сомнения (поиска истины). Например, два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата. Нужно определить сначала на вид, затем взять в обе руки, взвесить на весах.
Бинарное занятие – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное занятие – это занятие, при подготовке которого педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть занятия автономно.
Занятия-концерты. Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию. Эта форма занятия расширяет и развивает у дошкольников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях.
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.
Например, детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Задания типа: «Сколько ложек песка в стакане?» (кукольных, чайных, десертных, больших)
«Измерение времени делам» (Сколько за 1 минуту можно сделать приседаний, нарисовать кружков, букв)
Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес».
Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?
Экскурсии и наблюдения. Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся:
•с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);
• с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т. п.
Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т. п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.
Занятия с использованием художественной литературы в играх и упражнениях. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели. Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? (Ориентировка в пространстве). Сказка «Три медведя» — это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
Занятия с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Математика в средней группе
Сегодня мы с вами ребята поедем в лес на веселом паровозике, нам надо занять свои места согласно билетам которым подарил нам зайка. Это геометрические фигуры (Прямоугольник, треугольник, круг, квадрат)
1 остановка «Сказочная поляна»
Тут живут герои сказки «Теремок» но вот у них случилась беда, медведь хотел поселиться в теремок и сломал его, нам надо помочь зверятам, а помогут нам геометрические фигуры из них мы построим красивый теремок (прямоугольник, треугольник, квадрат)
2 остановка «Волшебное королевство» Тут живет волшебная фея считалочка, но она уехала по делам и все цифры расшалились и разбегались и не могут найти свое место. Нам надо помочь им найти свои места. (1,2,3,4,5)
3 остановка «Поиграйка» Отгадайте загадку
3 угла, 3 стороны могут разной быть длинны.
Что это за геометрическая фигура? (Треугольник)
Ребята, а у меня есть еще просьба для вас, у меня в лесу срубили много елок и мне негде спрятаться от волка, помогите мне их посадить. А помогут нам треугольники, (Аплекация треугольниками).