Татьяна Жарынина
Нетрадиционная техника рисования «Акварелька» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Жарынина Татьяна
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замысла образования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования „Акварелька“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
- Обучать основам создания художественных образов.
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картона, тычок жесткой полусухой кистью.
Организация занятий
Одно занятия в неделю до 15 минут, во 2-ой половине дня. Занятия проводятся по средам, четвергам.
Методы проведения занятий
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные; -практические; -игровые;
Ожидаемый результат
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники. 2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом. 3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Перспективный план
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал
Сентябрь
1.«Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды
2.«Весёлый осьминог». Рисование ладошками.
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Листы белой бумаги размером 20*20. Гуашь синего цвета.
3.«Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.
4.«Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки
Октябрь
1 неделя
«Осенние листочки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати.
Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
2 неделя
«Ёжик».
Рисование поролоновыми тампоном. Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны.
3 неделя
«Чашка».
Рисование ватными палочками Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками. Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой.
4 неделя
«Божья коровка» Оттиски печатками из картона Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картона красками разного цвета. Развивать речь и мышление. Печатки из картона, гуашь (красного, черного и белого цвета, альбомный лист.
Ноябрь
1 неделя
«Цыпленок»
Тычок жесткой полусухой кисточкой Учить детей рисовать предмет, состоящие из двух кругов. Простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета. используя тычок жесткой кисти. Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш.
2 неделя
«Козлёнок». Рисование пальчиками. Учить детей рисовать пальчиками точки. Развивать мелкую моторику рук. Альбомный лист, на котором нарисован силуэт козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.
3 неделя
«Два петушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, цветные карандаши, альбомный лист,
4 неделя
«Мои любимые рыбки» Рисование гуашью по восковым мелкам Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.
Акварель, восковые мелки, листы бумаги, кисти, Баночки с водой.
Декабрь
1 неделя
«Узоры на окнах». Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки
2 неделя
.«Снежинки». Свеча + акварель Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
3. неделя
«Снег кружится». Рисование пальчиками.
Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.
Листы голубой бумаги.
4неделя
«Снежные комочки»
Рисование тычком жёсткой кистью
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Альбомный лист, серого цвета, кисти, белая гуашь.
Январь
2 неделя
«Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.
3 неделя «Снеговичок»
Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
4 неделя
«Птицы клюют ягоды»
Рисование пальчиками, оттиск пробкой Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. Альбомный лист разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки
Февраль
1 неделя
«Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа) Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь
2 неделя
«Зимний пейзаж». Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
3 неделя
«Кораблики» Рисование восковыми мелками и кистью Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой.
4 неделя
«Снежинки».
Свеча, акварель Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Март
1 неделя
«Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2 неделя
«Золотая рыбка». Рисование мыльными пузырями и ладошкой Учить детей гуашь смешивается с шампунем, разливать в емкости, вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно доставать соломинку и сверху прикладывается чистый лист и прижимать ладонью, получается отпечаток. Альбомный лист, моющее средство, гуашь
3 неделя
«Берег реки».
Рисование по сырому фону Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. Лист бумаг, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
4 неделя
«Облака». Рисование по сырому фону Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
Апрель
1 неделя
«Звездное небо».
Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
2 неделя
«Пасхальное яйцо»
Скатывание из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень
3 неделя
«Травка» Рисование ладошкой. Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.
4 неделя
«Солнышко». Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие Листы бумаги, гуашь, салфетки.
Май
1. неделя
«Клоун» Май рисование восковыми мелками Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма Контур предмета, восковые мелки, белая бумага
2 неделя
«Салют». Акварель, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.. Альбомный лист, восковые мелки, акварель, баночки с водой.
3 неделя
«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
4 неделя
«Расцвели одуванчики». Метод тычка Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
Список используемой литературы:
1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»
3. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»