Ольга Кониченкова
Нестандартные методы и упражненения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание: Введение. 1. Плоскостопие (П). 2. Осанка (О). Взаимосвязь плоскостопия и нарушений осанки. 3. Способы коррекции и профилактики нарушений : стандартные методы и упражнения. Нестандартные.
Это не заболевания, а, скорее, нарушения, дефекты, которые впоследствии приводят к заболеванию, требующему серьезного вмешательства и длительной реабилитации.
Публикация «Нестандартные методы и упражненения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Опасность этих дефектов, в том, что часто подобные нарушения сопряжены с другими заболеваниями, возможно, и приведшими к нарушениям осанки (О) и плоскостопию (П, либо являющимися уже их следствием.
Очень часто у детей отмечается одновременное развитие обеих патологий, так как их появление провоцируют одни и те же факторы:
• наследственная предрасположенность;
• разная длина ног;раннее хождение (до 8-9 мес.);
• избыточный вес;
• рахит;эндокринные заболевания;
• ношение неправильно подобранной обуви.
Нарушения О становятся заметными практически сразу. А вот симптомы П нарастают постепенно.
Стопа человека устроена таким образом, чтобы выдерживать два вида нагрузок — нижние и верхние: первые обусловлены ударами ног о землю во время ходьбы; вторые — весом тела в вертикальном положении. Как бы ни отклонялась ось позвоночника, сила, с которой туловище давит на ноги - неизменна. Поэтому сами по себе нарушения О вызвать П не способны. А вот имеющееся П влечет за собой искривление позвоночника. Дело в том, что в результате деформации стопа утрачивает свою рессорную функцию. Ее изогнутый свод гасит до 70% нагрузок, возникающих при ударах о землю, а вот «распластанный» костно-мышечный аппарат стопы без изменений передает все толчки наверх. Таким образом, тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник и суставы ног. По своей природе они для этой функции не предназначены, справляются с ней плохо и быстро выходят из строя.
В попытке защитить внутренние органы от сотрясений, организм создает защитный барьер, заставляя человека отклонять положение тела при ходьбе, например, в сторону, увеличивая амортизирующую способность позвоночника. В детском возрасте деформация быстро закрепляется. Позвонки закручиваются в «пружину», и у ребенка развивается сколиоз или кифоз. Согласно медицинским исследованиям, сколиоз и П сочетаются между собой у каждого третьего пациента с нарушениями ОДА.
Если, при плоской стопе центр тяжести человеческого тела отклоняется назад, что нарушает равновесие, то человек при ходьбе наклоняется вперед. Формируется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. При такой патологии в течение дня быстро устают нижние конечности, появляется боль и отечность.
Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению О, а т. к. позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, неправильная поза вызывает перенапряжение мышц спины, которые пережимают важные сосуды, снабжающие кровью головной мозг. В итоге возникают жалобы на: головные боли, быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, снижение зрения, головокружения и прочее.
Профилактика П это одновременно и профилактика искривления О. Если заболевание все же развилось, то цель терапии в том, чтобы избежать дальнейшего прогрессирования. Всегда применяются упражнения ЛФК, и выполнять их нужно в два этапа:
1 этап направлен на лечение П, для этого выполняются упражнения для стимуляции мышц стопы, пальцев, голеностопа.
2 этап рассчитан на укрепление мышечного корсета спины (с применением спортивного инвентаря, подручных средств, н-р, гантелей).
1. П установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста заметны все элементы плоской стопы. В связи с чем, ребенка надо постоянно наблюдать. Если положение не меняется, то это уже начинающееся П.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.
При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. При П нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению О.
У детей развитию П способствует общая слабость, плохое физическое развитие, излишняя тучность (при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка, различные заболевания, неправильно подобранная обувь.
Основные признаки П у ребенка:
обувь снашивается быстрее обычного, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.
жалобы ребенка к вечеру на тесную обувь, хотя с утра она была впору. Причина: после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.
боли в конечностях во время и после нагрузок. В тяжелых случаях - жалобы на постоянные боли в стопах, голенях, и в пояснице, которые усиливаются после нагрузки.
повышенная утомляемость нижних конечностей после длительной ходьбы или стояния.
тугоподвижность в суставах стоп и голеностопных суставах.
походка немного/значительно неуклюжая, теряет плавность, упругость.
сложности при подборе обуви
Дети, страдающие П, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая. Ребенок с П, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т. д. Что отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Различают статическое (возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей, травматическое (чаще всего переломы лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны) и врождённое П.
Лечение П, в основном, направлено на устранение болевого синдрома, укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшение трофики тканей и восстановление функции стоп — лечебная гимнастика, массаж, ножные ванны, физиотерапия, ортопедические стельки и обувь.
Если говорить о профилактике, что наиболее актуально для дошкольного возраста, для правильного формирования свода стопы нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы стоп слабеют (как и любые мышцы без работы) и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии.
2. Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная О обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого.
Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. (Например, из-за неудобной обуви, одна нога стала немного короче, чем другая, что стало причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, станет разной высота плеч).
Выделяют внутренние и внешние причины формирования неправильной О.
Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии (заболевание, которое проявляется в появлении у ребенка избыточного веса как следствие нарушения кормления в первый год его жизни. Масса тела ребенка с паратрофией выше, чем должно быть в норме, на 10% и более).
Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Причиной формирования нарушенной О может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.
Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка. Если у человека правильная О, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя.
Нормальная О дошкольника : грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.
О в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений О возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в также пубертатный период.
К тому же, у детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений О.
Различные отклонения от правильной О считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения О занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, это состояние предболезни. Поскольку при нарушениях О ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения О могут быть предвестниками серьезных заболеваний.
Виды нарушения О разделяют на нарушения во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку).
А) Лордогическая/лордозы. Наиболее часто встречается чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела (шейный лордоз увеличен). Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Такое искривление часто называют «компьютерная шея», как следствие длительного, без движения, времяпровождения перед компьютером. Часто сочетается с нарушением зрения и поясничными искривлениями.
Б) Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической О деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.
Сутулость возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.
Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком". Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений О.
В) Выпрямленная/плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки, сила и тонус мышц обычно снижены.
Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой О предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Располагают к образованию плоской спины рахиты, раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.
Д) Сколиоз - это боковое искривление позвоночника на уровне груди.
Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.
Профилактика. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Не допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и на одном и том же боку.
Освещение должно быть достаточным. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.
Прогулки на свежем воздухе и правильно организованная система закаливания также способствует повышению тонуса мышц и общему укреплению и оздоровлению организма, повышает его сопротивляемость внешним естественным факторам.
Для предупреждения нарушений О просто необходимы систематические занятия физической культурой. В ДОУ это проведение занятий по развитию движений и подвижные игры.
Физические упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» одинаково снижают риск появления дефектов О и П.
3. Главную роль в формировании правильной О играют воспитание и систематические физические упражнения.
Воспитание правильной О можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Условными раздражителями могут служить замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела. Важно следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте (поэтому песочные ящики делают со скамейками и столиками, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий, не переносил тяжестей. Также не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу. Для детей с нарушенной О и О в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения. Такие упражнения полезны и здоровым детям.
Помимо стандартных упражнений, инвентаря, форм работы с детьми, я применяю на занятиях по физическому воспитанию нетипичные, нестандартные, либо мало используемые формы работы и упражнения. Как правило, инвентарь используется стандартный. Также отмечу, что я, все же старюсь не проводить отдельно только упражнения на профилактику плоскостопия или нарушений осанки, а выполнить по 2-4/3-5 упражнения по каждому направлению в течение одного занятия. Темп выполнения выбираю медленный, умеренный, реже - средний. Оптимальная дозировка упражнений – 4–8 повторений.
1. Первое, на что я обращаю внимание - упражнение на ощущение правильной О. Это воспитание правильных привычных поз с постоянным контролем: во время построения важно принять правильную позу, если дети должны сидеть, то они должны сидеть правильно (сидеть, имея опору для ног, спины и рук, спина прямо, плечи расправлены и опущены, взгляд направлен вперед, макушка направлена строго вверх, живот втянут, носки смотрят вперед, опора на обе стопы, ребенок удерживает позу свободно, без напряжения и перекосов).
2. Во время ходьбы, бега и выполнения упражнений ведется постоянный контроль положения тела, постановке ног, расположения рук, наклону головы. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).
3. Часто на своих занятиях я предлагаю детям разуться и заниматься в носочках (т. к. в зале мягкое покрытие и ударная нагрузка на стопу значительно снижена, к тому же, если бы покрытие было твердым, возможность разуться у детей была бы сведена к минимуму). Делается это для того, чтобы выполнять ряд упражнений, которые просто невозможно выполнить и проконтролировать их выполнение, если ребенок в обуви. Отмечу, что в 2 младшей группе мы без обуви не занимаемся, т. к., чем меньше ребенок, тем больше возрастает риск травмирования стопы.
Существует множество упражнений, которые, как правило, не практикуются в стандартной программе по физическому воспитанию, но имеют большое значение в профилактике нарушений ОДА. Они очень просты и нравятся детям. Помимо практической пользы, они учат детей самоконтролю, способности концентрироваться на своих движениях и ощущениях, что ОЧЕНЬ важно при освоении основных движений на занятиях.
Упражнения без обуви :
ходьба с пятки на носок (отличие от подобного упражнения в обуви в том, что в работу вступают более мелкие мышцы стопы и менее задействованные);
ходьба с поджатыми (растопыренными) пальцами (аналогичное упражнение выполняется в статике, стоя, сидя, на четвереньках, с опорой ногой на стул или другую возвышенность, причем, чем выше поверхность, тем сложнее выполнять упражнение и больше усилий нужно приложить);
подъем носка и пятки на опоре;
покачивания и развороты на стопах;
приседания на носочках, подъем на носках, стоя на небольшой возвышенности, что одновременно является упражнением на координацию и укрепляет каркас позвоночника в попытке тела удержать равновесие;
подпрыгивания с различным положением ног и стоп (пятки вместе, врозь, только на носках и т. д.); ходьба/бег на месте с такими же заданиями.
ощупывание и прокатывание стопой различных предметов (причем это возможно проводить в виде игры, где детям предлагают с закрытыми глазами ощупать стопой предмет и угадать его; также можно поиграть, наперегонки толкая/прокатывая предмет стопой до обозначенного места) и т. д.
прокатываем, подбрасываем мяч лежа на животе, поодиночке, в парах, в небольших группах.
ходьба по канату, веревке, без обуви с различным положением стоп, катание каната стопой, захват его пальцами, причем упражнение можно выполнять сразу группой/подгруппой, всем одновременно.
упражнения с использованием веревок небольшой длины: захваты пальцами, прокатывания, поднимание и опускание ног в положении сидя с помощью веревок и т. д.
упражнения с мячами и кубиками разных размеров: захваты, подъемы и удерживания в воздухе, броски, перебрасывания в парах, ходьба с зажатым мячом/кубиком между колен, стоп; при работе в парах, дети бросают/толкают мяч/кубик друг другу только ногами.
также я использую технику разделения упражнений на отдельные части и каждое движение разучивается отдельно, начиная с положения тела, а потом соединяется в одно простое или сложное упражнение. Такой подход помогает детям лучше освоить упражнение, развивает навыки самоконтроля, разделять целое на части, а также развивает воображение, т. к. зная элементы упражнения, ребенок может придумать свое, но, при этом практически сразу выполнить его правильно, если хорошо усвоил элементы.
часто использую в своих занятиях различные стойки и упоры, с различным положением конечностей, головы, туловища.
4. Массаж в парах: с массажными мячами и без. Игра «Щекотка» (когда дети щекочут друг друга, получив задание дольше продержаться и не засмеяться).
5. Во время проведения занятий я использую разные позы при выполнении заданий и упражнений : обязательно стоя, сидя, в положении стоя (сидя) на коленях, на четвереньках, в положении лежа на спине, на боку и на животе (в этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя, как минимум 3-5 вариантом (в зависимости от возраста). Постоянная смена исходных положений снимает нагрузку на позвоночник и стопу.
6. Чем меньше ребенок, тем меньше нагрузки на ноги (минимум прыжков, подскоков и прочего, хотя полностью они не исключаются в связи с тем, что умение прыгать – основной двигательный навык, который требуется развивать, а также статической нагрузки (т. е. без натуживания, напряжения, задержки дыхания).
Следует отметить, что передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног.
Обязательно следить за массой тела ребенка, чтобы она не была выше нормы. Ослабленные детские мышцы вкупе с повышенным весом дают большую вероятность того, что свод будет опущен.
Огромное значение имеет естественное укрепление организма, т. к. оно также способствует укреплению стопы. Прохладные ванны и обтирания, плавание или просто барахтанье в воде у берега - важно, что происходит гребок ногой.
Общие указания:
Корригирующей гимнастикой желательно заниматься ежедневно, ещё лучше 2 раза в день: утром и вечером. Это может быть обычная утренняя гимнастика, в которую следует включить 3-5 корригирующих упражнений. Упражнения, как правило, выполняются в виде комплексов, т. е. чередуются в определенном порядке и выполняются установленное количество раз. Продолжительность занятия может быть от 15 до 30 минут.
В комплекс упражнений следует включать не только специальные корригирующие упражнения, но и общеразвивающие упражнения для укрепления крупных групп мышц спины и брюшного пресса.
Темп движений при выполнении упражнений должен быть средним или медленным. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох.
Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно. Для лиц, нетренированных, имеющих слабую физическую подготовленность, комплексы упражнений должны состоять из самых простых и легких по выполнению упражнений.
Постепенность и правильность выполнения – обязательное условие эффективного воздействия упражнений. Число повторений того или иного упражнения может быть увеличено или уменьшено в зависимости от физической подготовленности и состояния здоровья занимающегося.
Чтобы сознательно подходить к выбору упражнений для исправления конкретного нарушения осанки, необходимо внимательно изучить причины, вызывающие данное нарушение, знать мышцы, над которыми следует работать.
При составлении комплексов следует руководствоваться следующими принципами:
-постепенное увеличение нагрузки;
-постепенный переход от простых упражнений к более сложным;
-рассеивание нагрузки (т. е. чередовать упражнения для различных групп мышц: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.);
-использование дыхательных упражнений после интенсивных упражнений. Например, следующее упражнения после подскоков выполнять только после полного восстановления дыхания.
-В комплекс необходимо включить от 8 до 16 упражнений в зависимости от их назначения и времени проведения занятия.
Правила составления коррекционных комплексов.
1. Первым упражнением в комплексе всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осанки. Это упражнение дает возможность принять позу, соответствующую правильной осанке и запомнить ее. В процессе выполнения всех последующих упражнения комплекса нужно стремиться каждый раз принимать эту позу и сохранять ее.
2. следующие 2-3 упражнения предназначены для больших групп мышц. Это должны быть упражнения на укрепление и развитие мышц спины, плечевого пояса, пресса, ног, оказывающие общее воздействие на организм.
3. После упражнений общего воздействия желательно повторить упражнение на ощущение правильной осанки.
4. Особое внимание уделяется упражнениям для исправления имеющихся дефектов осанки. Таких упражнения в комплексе должно быть 4-6, и они всегда следуют после упражнений общего воздействия
5. Последними в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.
6. Отдельные упражнения из комплекса полезно выполнять в течение дня по несколько раз. Это поможет выработать привычку держаться прямо и следить за своей осанкой. Поэтому всегда нужно помнить о важности индивидуализации обучения с учетом физиологического развития и способностей ребенка.