МААМ-картинки

Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов

Мамутова Насибе
Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. В статье представлен анализ работ ученых по раскрытию структуры, особенностей протекания и развития нервно-психического напряжения. В результате теоретического анализа психологических особенностей нервно-психического напряжения в процессе обучения, было разработано и проведено эмпирическое исследование нервно-психического напряжения студентов-психологов 2 курса.

Публикация «Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов» размещена в разделах

Постановка проблемы. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. Учебные или академические стрессы у студентов исследовали Б. Ананьев, Д. Андреева, В. Бодров, А. Бондаренко, А. Варес, Н. Горст и В. Горст, И. Есауленко, Л. Китаев-Смык, Л. Ковалева, Ю. Щербатых и др.

Ученые единогласно указывают на то, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии, негативно влияющий на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также вызывающий истерики, формирующий состояние общего недомогания, растерянности, страха.

Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы. Однако в реальных условиях сдачи экзаменов эти симптомы большинством студентов не контролируются, поскольку доминирующим аспектом является сосредоточение на успешном решении академических проблем (стремлении сосредоточиться на поставленных вопросах и дать на них правильные ответы).

Таким образом, изучение нервно-психологического напряжения в период зачётной экзаменационной сессии у студентов является довольно интересной темой требующей детального изучения.

Цель статьи. Изучение особенностей нервно-психического напряжения студентов психологов в период зачётно-экзаменационной сессии.

Изложение основного материала. Нервно-психическое напряжение – это особое состояние, которое возникает в непривычных, тяжелых для психики человека условиях. В случае нервно-психического напряжения от организма требуется максимально быстрая перестройка, адаптация всей системы.

Напряжение - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Они вызывают изменение подвижности век и глазного яблока [3].

Вегетативные выражения напряжения подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующего определенное эмоциональное проявление [3].

Вопрос о приспособительной роли эмоций, нервно-психического напряжения наиболее полно исследовал И. П. Павлов. Он создал учение о динамическом стереотипе - устойчивой системы ответных реакций животного и человека, которые соответствуют определенной комбинации внешних сигналов.

С. Л. Рубинштейн в различных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня [2, с. 23].

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С. Л. Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции).

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического.

На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств, поэтому выделяют: положительные чувства; нейтральные чувства; негативные чувства; ниже чувства; социальные чувства; эстетические чувства; группа чувств, связанных с понятием собственности [3].

Период получения высшего образования является одним из самых стрессовых в жизни человека. Наиболее стрессовые факторы учебной деятельности, безусловно, - экзамены, зачеты, защиты курсовых и дипломных проектов [2, с. 12].

Период сессии для большинства студентов полон стрессами разного характера: физиологического (недосыпание, головные боли, нервно-психическое напряжение др., информационного (чрезмерная загруженность информацией по различным учебным дисциплинам, которую необходимо одинаково хорошо усвоить, чтобы получить удовлетворительную оценку, эмоционального и социального (ускоренное переживания времени, недовольство собой по сравнению с более успешными однокурсниками, давление со стороны преподавателей, страх не сдачи экзаменов,

В случае неэффективной адаптации к физическим и психическим нагрузкам в экзаменационный период студент может почувствовать разнообразные последствия пережитых стрессов: головную боль раздражительность; проблемы с пищеварением, изжогу; постоянную усталость, подавленность, перегрузку. Также во время экзаменов у студентов может наблюдаться нарушение режима сна, бессонница снижение иммунитета; увеличение аппетита или его потеря; кожные аллергические реакции; обострение хронических заболеваний; снижение производительности жизнедеятельности в целом и др.

Стрессом называют неспецифическую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [17, с. 34].

Особое место в анализе формирования, развития преодоления нервно-психического напряжения занимают вопросы адаптационных ресурсов человека, главная задача которых - приспособить человека к чрезмерным нагрузкам или угрожающим ситуациям.

Под адаптационными ресурсами понимают ряд социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности к конкретным социальным условиям. В психологии к адаптационным ресурсам организма относят анатомо-физиологические свойства личности (Н. Василевский, С. Кинелев, Н. Маркин и др.) нервно-психическую устойчивость, самооценку, особенности построения контакта с окружающими, моральную нормативность, уровень групповой идентификации (А. Маклаков, А. Кислицына, И. Королева) автономность (М. Ростовцева) рефлексию, эмпатию, саморегуляцию (С. Пакулина)

Опасность нервно-психического напряжения заключается в том, что оно образует механизм замкнутого круга: с одной стороны, стрессовые реакции должны активизировать адаптационные ресурсы личности для преодоления жизненной ситуации. С другой стороны, сами изменения, как в физиологической, так и в психологической организации человека, обусловленные стрессом, требует поиска механизмов и средств перестройки привычного режима функционирования, то есть адаптации к стрессовому состоянию [7, с. 69].

Таким образом, человеку необходимо почти одновременно адаптироваться как к проблемной ситуации, которую вызвал стресс, так и к изменениям, спровоцированных стрессовым состоянием организма и психики.

По результатам исследований устойчивости студентов к стрессам в экспериментальных работах А. В. Бондаренко обнаружена склонность 90% первокурсников к стрессам, которые вызывают существенное негативное влияние на их жизнедеятельность. Для 31% опрошенных третьекурсников влияние стрессовых событий в обучении больше, тогда как для 78% опрошенных пятикурсников характерен нормальный уровень стресса, который соответствует степени напряженной жизни активного студента.

К общим причинам стресса у студентов в течение всего учебного процесса, в период сессии в частности, по мнению ученых, относятся несоответствие адаптивных генетических программ современным условиям, когнитивный диссонанс, условия жизни или учебы, иррациональные установки и убеждения, нарушения коммуникации с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза [14, с. 74]. Среди субъективных причин стрессового состояния как результата учебной деятельности сами студенты называют большую учебную загрузку, строгость преподавателей, жизнь вдали от родителей, семейные конфликты, чрезмерно серьезное отношение к учебе, застенчивость и замкнутость, проблемы в личной жизни и др. [14, с. 27]

По результатам изучения поведения студентов в период сессии ведущая причина возникновения стресса во время сессии - отсутствие у студента системной работы в течение семестра, неуверенность в себе и высокая критичность [32, c.17]

Основные признаки нервно-психического напряжения у студентов в период зачетной экзаменационной сессии - изменение поведения (повышенная раздражительность и неадекватные реакции, снижение активности, постоянное разочарование, потеря контроля над ситуацией, нежелательные реакции организма (учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и сыпь на коже) [17, с. 36].

Эмпирическое исследование нервно-психического напряжения.

Исследование проходило на базе ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» в период с сентября 2017 года по май 2018 года. В исследовании приняло участие 19 студентов 2 курса факультета «Психолого-педагогическое образование», специальность «Психология», из них 15 девушек и 4 парня.

Цель исследования: выявление актуального уровня стрессового состояния, нервно-психического напряжения у студентов-психологов в течение учебного года.

Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Бланки заполняются самим испытуемым. Тест содержит 25 утверждений, расположенных в бланке под соответствующими номерами. При прочтении очередного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера слева, оценив по 8 бальной шкале свой ответ.

В ходе исследования была применена методика «Шкала психологического стресса» (PSM-25) Лемура-Тесье-Филлиона (перевод и адаптация Н. Водопьяновой). Методика предназначена для измерения феноменологической структуры переживания стресса, по которому проявляются стрессовые ощущения по соматическим, поведенческим и эмоциональным показателями. Преимущество данной методики: с помощью нее не определяют косвенные показатели стресса вроде тревожности, фрустрации, агрессивности, импульсивности, а диагностируют состояние собственно нервно-психического напряжения как признаки непосредственно стресса.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие данные: на момент первичного опроса 7% студентов имели признаки высокого уровня стресса, 29% - среднего и 64% - низкого. В последующие месяца результаты исследования менялись в зависимости от приближающихся экзаменов.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что в сентябре 2017 года, показатели психологического стресса по методике PSM-25 достигали минимального уровня и составили при этом – 72,5. Основной причиной такого низкого уровня показателей, является то, что в начале года студенты, как правило, все еще находятся под впечатлением положительных летних событий, еще не подвержены стрессу от предстоящих экзаменов, но нервно-психическое напряжение прослеживается из-за начала процесса обучения (адаптационный период).

В октябре результаты проведенного эксперимента характеризуются ростом по сравнению с предыдущим месяцем, основной причиной является то, что студенты узнают от преподавателей, количество экзаменов и зачетов по дисциплинам. Кроме того, увеличивается учебная нагрузка. Преподаватели начинают подготавливать студентов, к тому, что в скором времени начнется зимняя сессия, выдаются вопросы к экзаменам и зачетам, как следствие возрастает нервно-психическое напряжение.

В январе прослеживается скачок – уровень психологического стресса резко увеличился и составил – 103,2. Как видно из гистограммы (рис. 2, чем ближе подходило время к наступлению сессии, тем больше повышался уровень стресса студентов. Максимального уровня показатели стресса достигли в январе. В этот нелегкий для студентов период обучения, от постоянного нервно-психического напряжения у студентов в ходе наблюдения были замечены проявления агрессии, упадок сил, повышение тревожности.

В феврале уровень стресса характеризуется снижением показателя психологического стресса, достигнув значения – 75,1, что вызвано сдачей экзаменов, зачетов. Это явно свидетельствует о том, что студенты-психологи эффективно приспособились к сессионной нагрузке и целесообразно применяли свой адаптационный потенциал.

В период с марта по май наблюдается плавный рост уровня психологического стресса, как выявлено нашим исследованием – основная причина – предстоящая летняя сессия.

Как показывали наблюдения за студентами-психологами, состояние высокого нервно-психического напряжения во время сессии приводило к возникновению признаков депрессии: подавленному настроению; отсутствию радости и удовлетворения, а также сил и мотивации для реализации деятельности; трудностей концентрации на чем-то, кроме переживания чувства вины, собственной никчемности и др.

Исследование показало, что экзаменационная сессия - тяжелая стрессогенная ситуация, которая требует от студентов мобилизации внутренних и внешних ресурсов, как для освоения самой ситуации, так и приспособления к сдвигам в организме и психике, обусловленных экзаменационным стрессом.

Выводы. Проанализировав и исследовав эмпирически нервно-психические особенности стресса, испытываемого студентами во время экзаменов мы пришли к выводу, что стресс от экзаменационных сессий - один из самых типичных студенческих стрессов. Стресс – это естественная реакция человека на ситуацию угрозы, опасности, дискомфорта. Его назначение – мобилизовать все ресурсы организма для преодоления препятствий, решение проблем, выполнения важных задач и в результате обеспечить успешную адаптацию к условиям среды. Стрессовые реакции помогают человеку быть собранным, сконцентрированным, проявлять повышенную активность, действуют на все интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы. Их можно рассматривать как один из инструментов адаптации к стрессовым ситуациям во время экзаменов.

Эффективную адаптацию к этим внешним и внутренним обстоятельствам обеспечивает адаптационный потенциал личности студента на физиологическом, психическом, социальном уровнях, для которых характерны конкретные инструменты адаптации. Каждый из этих уровней, так или иначе, связан с актуализацией различных потребностей, удовлетворение которых помогает восстановить гомеостаз «организм-среда».

Список литературы.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — [4-е изд. стереотип]. — М. : Издательский ценр «Академия», 1999. — 672 с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев; ред. колл. : Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. АНСССР, Ин-т психологи. — М. : Наука, 1977. - 380 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / [Скрипченко А. В., Долинская Л. В., Огороднийчук С. В. и др. ]; под общ. ред. А. В. Скрипченко. — М. : Просвещение, 2016. - 416с.

4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск. : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 92 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — 2 изд. — СПб: Питер, 2013. — 783 с.

7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. / Л. А. Китаев-Смык — М. : Наука, 2012. — 265с.

8. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум. / Р. В. Куприянова, Ю. М. Кузимина — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.

9. Львов Л. В. Конфликтология: теория и практика: учеб. -метод. пособие. гриф МОиН РФ / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАА, 2013. — с. 233

10. Педагогика и психология высшей школы [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544с.

11. Подоляк Л. Г. Психология высшей школы / Л. Г. Подоляк, В. И. Юрченко. — М. : ООО «Фил-студия», 2016. - 320с.

12. Психология человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656 с.

13. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова / / Вопросы психологии. — 2017. — № 1. — С. 111— 124.

14. Роменец В. А. Воспитание творческих способностей у студентов [Текст] / Владимир Андреевич Роменец. — М. : шк., 1973. — 94с

15. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте / Е. И. Степанова // Вопросы психологии, 1970, № 1. — С. 79-88.

16. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — [изд. 3-е, перераб. и доп. ]. — Ростов н/Д:: «Феникс», 2000. — 672с.

17. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://медпортал. com/valeologiya_739/emotsionalnaya-sfera-cheloveka.html

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения стресса у детей - Создайте правила, обозначьте четкие границы в семье, исключите противоречивость в воспитании (договориться всем членам семьи). - Будьте.

Консультация «Как помочь детям избежать стресса при подготовке к утреннику» При подготовке к утреннику воспитатели стремятся выполнить все требования заведующего и пожелания родителей, но из-за этого могут перегружать.

Консультация для родителей «Психические новообразования детей раннего возраста» Психические новообразования детей раннего возраста Новообразование - это качественно новые изменения, которые впервые появляются в данный.

Кроссворд «Физиология» для студентов По горизонтали: 1. невроз 4. сердце 6. ориентация 8. витамины 11. катаболизм 12. кровь 14. рефлекс 16. клетка 18. сон По вертикали: 2.

Мастер-класс «Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников» Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников Мастер-класс для педагогов Педагог-психолог: Экстер Елена Дмитриевна ГОАУ.

Памятка для родителей на случай гнева и стресса «Помоги себе сам» Эта памятка разработана на случай сильного волнения, гнева, стресса. Уважаемые родители, для детей вы - самые близкие и родные люди. В.

Консультация «Профилактика стресса» В наше время практически каждый человек чуть ли ни ежедневно попадает в стрессовые ситуации. И думаю все знают, что стрессы влекут за собой.

Рекомендации педагога-психолога «Профилактика стресса. Как выйти из состояния острого стресса?» Профилактика стресса. 1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно.

Консультация для воспитателей «Тревожность ребёнка как состояние нервно-психического напряжения» Тревожность ребёнка как состояние нервно – психического напряжения (Консультация для воспитателей) Тревожные дети Тревожность – состояние.

Визитка на конкурс педагогов-психологов Сегодня я хочу рассказать вам о комнатных цветах и способах их выращивания. Наш детский сад я сравниваю с оранжереей, в котором растет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 11:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов» (включая файлы) размещена пользователем Мамутова Насибе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД