Мамутова Насибе
Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. В статье представлен анализ работ ученых по раскрытию структуры, особенностей протекания и развития нервно-психического напряжения. В результате теоретического анализа психологических особенностей нервно-психического напряжения в процессе обучения, было разработано и проведено эмпирическое исследование нервно-психического напряжения студентов-психологов 2 курса.
Публикация «Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов» размещена в разделах
Постановка проблемы. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. Учебные или академические стрессы у студентов исследовали Б. Ананьев, Д. Андреева, В. Бодров, А. Бондаренко, А. Варес, Н. Горст и В. Горст, И. Есауленко, Л. Китаев-Смык, Л. Ковалева, Ю. Щербатых и др.
Ученые единогласно указывают на то, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии, негативно влияющий на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также вызывающий истерики, формирующий состояние общего недомогания, растерянности, страха.
Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы. Однако в реальных условиях сдачи экзаменов эти симптомы большинством студентов не контролируются, поскольку доминирующим аспектом является сосредоточение на успешном решении академических проблем (стремлении сосредоточиться на поставленных вопросах и дать на них правильные ответы).
Таким образом, изучение нервно-психологического напряжения в период зачётной экзаменационной сессии у студентов является довольно интересной темой требующей детального изучения.
Цель статьи. Изучение особенностей нервно-психического напряжения студентов психологов в период зачётно-экзаменационной сессии.
Изложение основного материала. Нервно-психическое напряжение – это особое состояние, которое возникает в непривычных, тяжелых для психики человека условиях. В случае нервно-психического напряжения от организма требуется максимально быстрая перестройка, адаптация всей системы.
Напряжение - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Они вызывают изменение подвижности век и глазного яблока [3].
Вегетативные выражения напряжения подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующего определенное эмоциональное проявление [3].
Вопрос о приспособительной роли эмоций, нервно-психического напряжения наиболее полно исследовал И. П. Павлов. Он создал учение о динамическом стереотипе - устойчивой системы ответных реакций животного и человека, которые соответствуют определенной комбинации внешних сигналов.
С. Л. Рубинштейн в различных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня [2, с. 23].
Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С. Л. Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции).
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического.
На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств, поэтому выделяют: положительные чувства; нейтральные чувства; негативные чувства; ниже чувства; социальные чувства; эстетические чувства; группа чувств, связанных с понятием собственности [3].
Период получения высшего образования является одним из самых стрессовых в жизни человека. Наиболее стрессовые факторы учебной деятельности, безусловно, - экзамены, зачеты, защиты курсовых и дипломных проектов [2, с. 12].
Период сессии для большинства студентов полон стрессами разного характера: физиологического (недосыпание, головные боли, нервно-психическое напряжение др., информационного (чрезмерная загруженность информацией по различным учебным дисциплинам, которую необходимо одинаково хорошо усвоить, чтобы получить удовлетворительную оценку, эмоционального и социального (ускоренное переживания времени, недовольство собой по сравнению с более успешными однокурсниками, давление со стороны преподавателей, страх не сдачи экзаменов,
В случае неэффективной адаптации к физическим и психическим нагрузкам в экзаменационный период студент может почувствовать разнообразные последствия пережитых стрессов: головную боль раздражительность; проблемы с пищеварением, изжогу; постоянную усталость, подавленность, перегрузку. Также во время экзаменов у студентов может наблюдаться нарушение режима сна, бессонница снижение иммунитета; увеличение аппетита или его потеря; кожные аллергические реакции; обострение хронических заболеваний; снижение производительности жизнедеятельности в целом и др.
Стрессом называют неспецифическую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [17, с. 34].
Особое место в анализе формирования, развития преодоления нервно-психического напряжения занимают вопросы адаптационных ресурсов человека, главная задача которых - приспособить человека к чрезмерным нагрузкам или угрожающим ситуациям.
Под адаптационными ресурсами понимают ряд социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности к конкретным социальным условиям. В психологии к адаптационным ресурсам организма относят анатомо-физиологические свойства личности (Н. Василевский, С. Кинелев, Н. Маркин и др.) нервно-психическую устойчивость, самооценку, особенности построения контакта с окружающими, моральную нормативность, уровень групповой идентификации (А. Маклаков, А. Кислицына, И. Королева) автономность (М. Ростовцева) рефлексию, эмпатию, саморегуляцию (С. Пакулина)
Опасность нервно-психического напряжения заключается в том, что оно образует механизм замкнутого круга: с одной стороны, стрессовые реакции должны активизировать адаптационные ресурсы личности для преодоления жизненной ситуации. С другой стороны, сами изменения, как в физиологической, так и в психологической организации человека, обусловленные стрессом, требует поиска механизмов и средств перестройки привычного режима функционирования, то есть адаптации к стрессовому состоянию [7, с. 69].
Таким образом, человеку необходимо почти одновременно адаптироваться как к проблемной ситуации, которую вызвал стресс, так и к изменениям, спровоцированных стрессовым состоянием организма и психики.
По результатам исследований устойчивости студентов к стрессам в экспериментальных работах А. В. Бондаренко обнаружена склонность 90% первокурсников к стрессам, которые вызывают существенное негативное влияние на их жизнедеятельность. Для 31% опрошенных третьекурсников влияние стрессовых событий в обучении больше, тогда как для 78% опрошенных пятикурсников характерен нормальный уровень стресса, который соответствует степени напряженной жизни активного студента.
К общим причинам стресса у студентов в течение всего учебного процесса, в период сессии в частности, по мнению ученых, относятся несоответствие адаптивных генетических программ современным условиям, когнитивный диссонанс, условия жизни или учебы, иррациональные установки и убеждения, нарушения коммуникации с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза [14, с. 74]. Среди субъективных причин стрессового состояния как результата учебной деятельности сами студенты называют большую учебную загрузку, строгость преподавателей, жизнь вдали от родителей, семейные конфликты, чрезмерно серьезное отношение к учебе, застенчивость и замкнутость, проблемы в личной жизни и др. [14, с. 27]
По результатам изучения поведения студентов в период сессии ведущая причина возникновения стресса во время сессии - отсутствие у студента системной работы в течение семестра, неуверенность в себе и высокая критичность [32, c.17]
Основные признаки нервно-психического напряжения у студентов в период зачетной экзаменационной сессии - изменение поведения (повышенная раздражительность и неадекватные реакции, снижение активности, постоянное разочарование, потеря контроля над ситуацией, нежелательные реакции организма (учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и сыпь на коже) [17, с. 36].
Эмпирическое исследование нервно-психического напряжения.
Исследование проходило на базе ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» в период с сентября 2017 года по май 2018 года. В исследовании приняло участие 19 студентов 2 курса факультета «Психолого-педагогическое образование», специальность «Психология», из них 15 девушек и 4 парня.
Цель исследования: выявление актуального уровня стрессового состояния, нервно-психического напряжения у студентов-психологов в течение учебного года.
Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Бланки заполняются самим испытуемым. Тест содержит 25 утверждений, расположенных в бланке под соответствующими номерами. При прочтении очередного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера слева, оценив по 8 бальной шкале свой ответ.
В ходе исследования была применена методика «Шкала психологического стресса» (PSM-25) Лемура-Тесье-Филлиона (перевод и адаптация Н. Водопьяновой). Методика предназначена для измерения феноменологической структуры переживания стресса, по которому проявляются стрессовые ощущения по соматическим, поведенческим и эмоциональным показателями. Преимущество данной методики: с помощью нее не определяют косвенные показатели стресса вроде тревожности, фрустрации, агрессивности, импульсивности, а диагностируют состояние собственно нервно-психического напряжения как признаки непосредственно стресса.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие данные: на момент первичного опроса 7% студентов имели признаки высокого уровня стресса, 29% - среднего и 64% - низкого. В последующие месяца результаты исследования менялись в зависимости от приближающихся экзаменов.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что в сентябре 2017 года, показатели психологического стресса по методике PSM-25 достигали минимального уровня и составили при этом – 72,5. Основной причиной такого низкого уровня показателей, является то, что в начале года студенты, как правило, все еще находятся под впечатлением положительных летних событий, еще не подвержены стрессу от предстоящих экзаменов, но нервно-психическое напряжение прослеживается из-за начала процесса обучения (адаптационный период).
В октябре результаты проведенного эксперимента характеризуются ростом по сравнению с предыдущим месяцем, основной причиной является то, что студенты узнают от преподавателей, количество экзаменов и зачетов по дисциплинам. Кроме того, увеличивается учебная нагрузка. Преподаватели начинают подготавливать студентов, к тому, что в скором времени начнется зимняя сессия, выдаются вопросы к экзаменам и зачетам, как следствие возрастает нервно-психическое напряжение.
В январе прослеживается скачок – уровень психологического стресса резко увеличился и составил – 103,2. Как видно из гистограммы (рис. 2, чем ближе подходило время к наступлению сессии, тем больше повышался уровень стресса студентов. Максимального уровня показатели стресса достигли в январе. В этот нелегкий для студентов период обучения, от постоянного нервно-психического напряжения у студентов в ходе наблюдения были замечены проявления агрессии, упадок сил, повышение тревожности.
В феврале уровень стресса характеризуется снижением показателя психологического стресса, достигнув значения – 75,1, что вызвано сдачей экзаменов, зачетов. Это явно свидетельствует о том, что студенты-психологи эффективно приспособились к сессионной нагрузке и целесообразно применяли свой адаптационный потенциал.
В период с марта по май наблюдается плавный рост уровня психологического стресса, как выявлено нашим исследованием – основная причина – предстоящая летняя сессия.
Как показывали наблюдения за студентами-психологами, состояние высокого нервно-психического напряжения во время сессии приводило к возникновению признаков депрессии: подавленному настроению; отсутствию радости и удовлетворения, а также сил и мотивации для реализации деятельности; трудностей концентрации на чем-то, кроме переживания чувства вины, собственной никчемности и др.
Исследование показало, что экзаменационная сессия - тяжелая стрессогенная ситуация, которая требует от студентов мобилизации внутренних и внешних ресурсов, как для освоения самой ситуации, так и приспособления к сдвигам в организме и психике, обусловленных экзаменационным стрессом.
Выводы. Проанализировав и исследовав эмпирически нервно-психические особенности стресса, испытываемого студентами во время экзаменов мы пришли к выводу, что стресс от экзаменационных сессий - один из самых типичных студенческих стрессов. Стресс – это естественная реакция человека на ситуацию угрозы, опасности, дискомфорта. Его назначение – мобилизовать все ресурсы организма для преодоления препятствий, решение проблем, выполнения важных задач и в результате обеспечить успешную адаптацию к условиям среды. Стрессовые реакции помогают человеку быть собранным, сконцентрированным, проявлять повышенную активность, действуют на все интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы. Их можно рассматривать как один из инструментов адаптации к стрессовым ситуациям во время экзаменов.
Эффективную адаптацию к этим внешним и внутренним обстоятельствам обеспечивает адаптационный потенциал личности студента на физиологическом, психическом, социальном уровнях, для которых характерны конкретные инструменты адаптации. Каждый из этих уровней, так или иначе, связан с актуализацией различных потребностей, удовлетворение которых помогает восстановить гомеостаз «организм-среда».
Список литературы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — [4-е изд. стереотип]. — М. : Издательский ценр «Академия», 1999. — 672 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев; ред. колл. : Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. АНСССР, Ин-т психологи. — М. : Наука, 1977. - 380 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / [Скрипченко А. В., Долинская Л. В., Огороднийчук С. В. и др. ]; под общ. ред. А. В. Скрипченко. — М. : Просвещение, 2016. - 416с.
4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск. : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 92 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — 2 изд. — СПб: Питер, 2013. — 783 с.
7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. / Л. А. Китаев-Смык — М. : Наука, 2012. — 265с.
8. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум. / Р. В. Куприянова, Ю. М. Кузимина — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
9. Львов Л. В. Конфликтология: теория и практика: учеб. -метод. пособие. гриф МОиН РФ / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАА, 2013. — с. 233
10. Педагогика и психология высшей школы [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544с.
11. Подоляк Л. Г. Психология высшей школы / Л. Г. Подоляк, В. И. Юрченко. — М. : ООО «Фил-студия», 2016. - 320с.
12. Психология человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656 с.
13. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова / / Вопросы психологии. — 2017. — № 1. — С. 111— 124.
14. Роменец В. А. Воспитание творческих способностей у студентов [Текст] / Владимир Андреевич Роменец. — М. : шк., 1973. — 94с
15. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте / Е. И. Степанова // Вопросы психологии, 1970, № 1. — С. 79-88.
16. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. — [изд. 3-е, перераб. и доп. ]. — Ростов н/Д:: «Феникс», 2000. — 672с.
17. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция. — Электронный ресурс. Режим доступа: http://медпортал. com/valeologiya_739/emotsionalnaya-sfera-cheloveka.html