Татьяна Борисовна Семёнова
Нейрогимнастика в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование упражнений нейрогимнастики в совместной деятельности педагога с детьми
Семенова Татьяна Борисовна
инструктор по физической культуре
филиал МБДОУ-детского сада «Детство» детского сада № 318
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии: задержка речевого развития, нарушение координации движений, гаперактивность и другие.
Публикация «Нейрогимнастика в ДОО» размещена в разделах
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «логос» - наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, то есть оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Нейрогимнастика или «Гимнастика мозга» – это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика в дошкольном возрастедаётвозможность решить массу конкретных задач, а не только формировать межполушарные связи.
Польза её применения в следующем:
– стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
– помогает получить энергию, необходимую для обучения, снижает утомляемость;
– улучшает мелкую и крупную моторику;
– благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
– повышает продуктивную работоспособность;
– формирует уверенность в себе.
Дошкольники становятся более ловкими, также совершенствуются эмоциональные навыки, помогающие дошкольнику быть более общительным и менее подверженному стрессу.
Эффективность нейрогимнастики доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Нейрогимнастика включает в себя следующие комплексы упражнений:
-дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом;
-растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом.
-упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
-упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге.
-упражнения на развитие ловкости и координации движений;
-упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: выполняя различные упражнения ребенок лучше чувствует свое тело.
Выполнение упражнений начинаю с медленного темпа и показа: сначала ведущей рукой, затем включаю обе руки. Движения выполняются синхронно, направляю детей на ритмичность выполнения упражнений. Упражнения, которые можно выполнить вне помещения, выполняю с детьми на прогулке. Детям это очень нравится, так как это для них интересно и необычно.
Для результативности я использую следующие методы и приемы:
- телесные движения;
- глазодвигательные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения для релаксации;
- растяжки;
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Во время выполнения упражнений царит доброжелательная атмосфера. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому индивидуально обучаю каждого воспитанника. Выполнение кинезеологических упражнений возможно, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий и темп. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать ещё раз.
Правила:
– Заниматься каждый день.
– Проводить занятия можно где угодно: в группе, в зале, на прогулке.
– Менять упражнения местами.
Литература
1. Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
2. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. -Москва,издательство ВИС,2003-84 с.
3. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. -Изд. 2-е. Ростов н/Д. :Феникс,2019 .-32с.
4. Денисон П. и Г. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. - СПб. : ИГ «Весь»,2020.-320 с. :ил.
5. Глозман Ж. М. ,Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. –Спб. : Питер,2016.-80с.