Надежда Чехнева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Народный календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже несколько лет я увлекаюсь изготовлением народных кукол. На данный момент возникло желание познакомить с историей нашего народа через кукол и своих воспитанников. Я подготовила пособие "Народный календарь" и провела вот такое мероприятие на районном конкурсе "Воспитатель года". Надеюсь эта информация будет полезна моим коллегам.
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Народный календарь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие» :
Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
«Речевое развитие» :
Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь.
«Познавательное развитие» :
Развивать знания детей о календарях. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
«Физическое развитие» :
Развивать координацию речи с движением, согласованность действий, ловкость, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.
Оборудование: календари : плакаты, карманные, календарь домик, перекидной календарь, отрывной календарь, народный календарь с тряпичными куклами, бумажные птички для игры «Отпустим птиц», куколки «Мартинички», «Птички радости», «Конь-огонь» в подарок воспитанникам.
НОД:
Воспитатель: Ребята, я приготовила выставку календарей для Ваших гостей, но очень хотела бы Вас познакомить с ней. Как вы думаете, зачем нужны календари?
Дети: чтобы знать, какой день недели, когда будет праздник…
Воспитатель: Дети, а вы наверняка знаете, сколько времен года изображено на календаре. (Календарь по временам года)
Дети: Их четыре: весна, лето, осень, зима.
Воспитатель: А кто из вас знает, сколько в году месяцев?
Дети: 12.
Воспитатель: А как называются эти календари, вы знаете?
Дети: настенный, перекидной, отрывной, карманный.
Воспитатель подходит к последнему народному календарю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой это календарь?
Дети: Кукольный календарь?
Дети садятся.
Воспитатель: Ребята, это русский народный календарь. Давайте с вами посчитаем, сколько здесь ленточек? И почему они разного цвета?
Дети: Наверное, это месяцы, их 12. Разные цвета обозначают месяцы разных времен года.
Воспитатель: Посмотрите, к каждому месяцу есть своя куколка. Что особенного есть во всех этих куколках?
Дети: у них нет глаз, носа и рта.
Воспитатель: Куколок делали без лица, безликими. А еще эти куколки делали совсем без ножниц и иголок. Ткань для них рвали руками, потому они назывались рванками. Когда-то очень давно, когда еще не было таких напечатанных календарей, да и читать и считать не все умели, люди обозначали месяцы с помощью этих игрушек-куколок. Только это необычные куколки. Каждая куколка что-то обозначала.
Это куколка называется Спиридон-Солнцеворот и обозначает она месяц декабрь. Спиридон-Солнцеворот – символ благополучия и процветания, поворачивает солнце и изменяет судьбу.
Это куколка Рождественский ангел обозначает месяц январь – символ рождества, приносящий хорошие вести, символ чистоты, защитник и помощник.
А февраль обозначает куколка Домашняя Масленица, которая символизирует достаток в семье и оберегает жилище.
Это зимние куколки.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, здесьне хватает трех фигурок. Как вы думаете, каких месяцев нет в этом календаре?
Дети: Весенних, потому что на зеленых ленточках.
Воспитатель: А вот, кстати, и куколки. Вот только их нужно правильно расположить. Подскажите-ка, ребята, какой месяц идет первый после зимы?
Дети: Март.
Воспитатель: тогда я точно знаю, какая следующая куколка! Это Мартинички! Они и названы в честь месяца марта. Ребята, как вы думаете, почему они разного цвета?
Дети: Чтобы красивее было. Красные нитки как будто весну и солнышко показывают.
Воспитатель: Март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. А рядом ребятишки поют веснянки и играют с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.
Воспитатель: Ребята, а какой следующий месяц весны?
Дети: Апрель.
Воспитатель: На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Я для Вас тоже птичек приготовила (птички из бумаги). Вот если бы мы их выпустили и весна скорее пришла. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Давайте отпустим наших птичек к солнышку!
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Красногрудые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Воспитатель: Вы догадались, какая куколка следующая?
Дети: Птичка!
Воспитатель: Называли эту куколку птицей Счастья или птицей Радости.
Воспитатель: А что же это за куколка, и для какого она месяца?
Дети: Это конь для месяца мая.
Воспитатель: Это Конь-огонь, а еще его называли Солнечный конь! Как вы думаете, почему его так назвали?
Дети: Потому что в мае солнышко жаркое, как огонь.
Воспитатель: Очень и очень давно для наших предков Солнце было самым главным. Если оно было теплым и ласковым, то и урожай был богатым. Такому важному Солнцу и конь полагался как царю. Вот и придумали люди такого Солнечного коня. Вот, кажется, и все на своем месте, теперь можно показать наш календарь и гостям.
Ребятки, мне интересно, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот для вас у меня есть небольшие подарочки: (куколки в подарок птички, мартинички и кони). Эти куколки принесут вам удачу. Ребята, а ведь у вас в группе, наверняка, есть еще дети, которые и не слышали о таком необычном календаре. Я хотела бы, чтобы вы показали и рассказали им о своих куколках. Думаю, вашим друзьям будет интересно.