Валентина Родионова
Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
на тему «Птичий мир» в средней группе.
Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц : их внешнем виде, образе жизни; о мире растений : деревьев (дуб, береза, кустарниках и их различии. Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам и назначению предметов. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Публикация «Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
Материал и оборудование. Шапочки с изображением вороны и сороки (на каждого ребенка); модели птиц: сало, рябина, семечки и т. д. Кормушки для воробьев; картинки с изображением различных птиц (снегирь, синица, воробей, всего 10 шт.) ; картинки с изображением различных деревьев : осина, ива, дуб (5 шт., береза (5 шт., ель, сосна, картинки с изображением орешника. Мягкие модули, мелкие предметы (кубики, резиновые кольца и др.).
Ход.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами сочиним сказку, и сами будем участвовать в ней как главные персонажи. А сказка будет называться «Птичий мир». Жили-были две очень интересные птички. Отгадайте, кто они:
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
Дети: Ворона
Воспитатель:
Ребята, представьте, что вы- вороны. Покажите на себе, где у вороны серая окраска?
Дети показывают — проводят руками от шеи до груди, животу, бокам.
Воспитатель : Ребятки - воронятки, помашите крыльями. Какого они цвета?
Дети машут руками, поднимают и отпускают плечи и говорят «Черные».
Воспитатель : Как кричит ворона?
Дети машут руками и кричат «Кар!»
Воспитатель: А вторая птица
Как снег бела,
Как сажа черна,
Люблю всем в лесу
Рассказывать, как живу.
Дети: сорока.
Воспитатель: Дети, покажите, где у сороки перышки?
Дети проводят руками от шеи по груди, животу, бокам.
Воспитатель: Помашите крылышками. Какого они цвета?
Дети машут руками, поднимают и опускают плечи.
Воспитатель: Давайте покажем, как могут ходить птицы.
Дети имитируют движения: ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, сопровождаемая различными движениями рук.
Воспитатель: Давайте разделимся на две команды: одна команда будет воронами, вторая сороками.
Дети надевают шапочки и называют, кем они будут.
Воспитатель: Эти птички часто приглашали к себе в гости разных птиц, особенно любили.
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится-
Все хвалится
Желтым своим сюртуком
И шапочкой модной гордится.
Дети: Это синица.
Воспитатель: Найдите эту птицу на нашем дереве. (Дети проходят к дереву, ищут на нём синицу и указывают на неё). Покажите, что у неё желтого цвета?
Дети гладят себя по животикам.
Воспитатель: А где у синички синий цвет?
Дети поднимают руки над головой, замыкают в замок и выполняют движения руками над головой взад-вперед, изображая шапочку синички.
Воспитатель: Погладьте себя по щечкам. Какого они цвета у синички?
Дети гладят себя по щечкам и отвечают «Белые».
Воспитатель: Очень любили они, когда к ним в гости прилетала.
К нам зимой он в гости прилетает,
Красной грудкой щеголяет.
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Найдите снегиря на ветке. (Дети находят снегиря на ветке дерева).Как его можно узнать?
Дети отвечают: «У него красный животик» - и гладят себя руками по животикам.
Воспитатель: Ребята, если бы вы были синичками, как вы вели бы себя на дереве?
Дети вспоминают, что эту птицу называют лесной акробаткой, и имитируют движения синицы: повороты головы, туловища в стороны; прыжки (ноги скрестно - ноги врозь, одна нога вперед, другая назад); обе руки вверх и покачивание вперед- назад; одна рука вверх, другая вниз и покачивание.
Воспитатель: Ребята, если бы вы были снегирями, как бы вы вели себя на дереве?
Дети имитируют движения снегиря: исходное положение в приседе, достают руками до пола и медленно поворачивают головы влево-вправо.
Воспитатель: Покажите, что особенного в полете снегиря?
Дети имитируют волнообразный полет снегиря (произвольное выполнение).
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года прилетал к ним снегирь? (зимой). Вот и у нас сейчас зима. Давайте покормим наших друзей.
Дети подходят к столу, выбирают корм для синицы и снегиря (сало, рябина, семечки) и относят кто угощение к соответствующей птице.
Воспитатель: Но чаще всех у них в гостях была птичка, которая ни разу в жизни шагу не сделала. Как вы думаете, как её зовут? (воробей). Найдите воробья среди этих птиц.
Дети ищут картинки с воробьями среди предложенных картинок с изображением птиц и берут их в руки.
Воспитатель: Покажите, как воробьи передвигаются?
Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед (расстояние 2-3 метра, перепрыгивают на двух ногах мелкие предметы, спрыгивают с мягкого модуля (кольцо).
Воспитатель: Отнесите воробья к той кормушке, где лежит самый подходящий для него корм.
Дети подходят к столику и выбирают среди предложенных кормушек кормушку для воробьев.
Воспитатель: Всех гостей угостили сорока и ворона, а когда гости стали улетать, забрались на деревья и долго махали крыльями.
Дети поднимают руки в стороны, вверх, вперед (одновременно, поочередно).
Воспитатель: А вы знаете, на какие деревья они сели? Сорока села на дерево с толстым, корявым стволом и ветками. Как называется это дерево? (дуб).Найдите его.
Дети садятся на ковер и среди предположенных картинок выбирают дуб, затем ставят картинки вдоль стены.
Воспитатель: А ворона села на березу. Найдите это дерево.
Дети возвращаются на ковер и среди предложенных картинок выбирают березу, затем ставят картинки вдоль стены.
Воспитатель: А теперь снимите шапочки и разместите сорок около дуба, а ворон около берез.
Дети снимают и кладут шапочки сорок рядом с березой.
Воспитатель: Рядом с дубом и берёзой росло вот такое растение выставляет картинку, на которой изображен орешник зимой).Что это за растение? (кустарник). Чем отличается деревья от кустарников?
(ответы детей). Давайте изобразим дерево в безветренную погоду.
Дети изображают деревья : стоят прямо, ноги вместе (у дерева один ствол); руки подняты вверх.
Воспитатель: Ребята, изобразите дерево в ветреную погоду.
Дети выполняют движения руками и кистями вперед — назад, круговые движения руками.
Воспитатель: Изобразите кустарник в безветренную погоду.
Дети изображают кустарник : стоя, ноги врозь, руки вверх.
Воспитатель: А теперь изобразите кустарник в ветреную погоду.
Дети размахивают руками и кистями рук, затем наклоняются вперед, стараясь коснуться пола ладонями; подняв руки вверх, наклоняются в стороны.
Воспитатель: Сорока и ворона проводили всех гостей, а сами легли спать в гнездах на деревьях. А наша сказка - путешествие закончилась. Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили? Я предлагаю каждому из вас побыть той птичкой, которая ему больше всего понравилась. А по вашим движениям я постараюсь отгадать, каких птичек вы изобразили.
Звучит музыка. Дети выполняют произвольные движения, имитирующие движения птиц (2-3 минуты).