Неля Самылкина
Конспект ООД в старшей группе по декоративному рисованию «Поможем Алдуне»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомить детей с героями мордовского эпоса.
Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения.
Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки.
Активизировать речевую и познавательную деятельность.
Упражнять в подборе качественных прилагательных к существительному, Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью).
Публикация «Конспект ООД в старшей группе по декоративному рисованию „Поможем Алдуне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас.
Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.
Предварительная работа. Чтение мордовской народной сказки «Вирява», аппликация «Салфетка» по мотивам мордовской вышивки, рассматривание мордовского наряда, беседа о культуре мордовского народа, посоещение мини-музея «Мордовская изба»
Методика проведения ООД
Воспитатель обращает внимание на то, что где-то слышится плач (фонограмма плача). В углу сидит кукла в национальном мордовском костюме. У куклы фартук, на фартуке дыра. Дети успокаивают куклу. Кукла приветствует детей:
- Здравствуйте, дети. Я Алдуня. У меня случилась беда: злая мачеха отправила меня на речку стирать онучи. Я зацепилась за кустик и порвала свой любимый фартук. Этот фартук подарила мне моя любимая тетушка Вирьава. А-а-а-а-а.
Воспиттаель. Не плачь, Алдуня, мы тебе поможем.
Воспитатель сообщает детям, что фартук - это необходимый атрибут костюма мордовки и звучит по-мордовски - игельга паця.
Рассматривание национального костюма мордовского народа.
Игра «Назови одежду» : дети выбирают на карточках, лежащих на столе, элементы мордовской одежды и называют их.
Рубаха – панар, пояс – пулай, нагрудное украшение – сюлгамо, головной убор – панго.
Воспитатель предлагает отправиться в лес к Вирьаве за помощью.
Воспитатель. Кто такая Вирьава? Из каких двух слов состоит ее имя? (Вирьава – мать, хозяйка мордовских лесов, ее имя образовано из слов «вирь» - лес, «ава» - мать.
Дети рассказывают о Вирьаве.
Вирьава охраняет лес, заботится о лесных жителях, не любит тех, кто их обижает. Если человек пришел в лес с добрыми мыслями, она его наградит лесными дарами (грибами, ягодами, орехами, а если со злыми - накажет. Человек может заблудиться в лесу или заболеть.
Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в лесу: игра «Найди ошибку» на мольберте находятся картинки, ребенок ищет ошибку и обосновывает свой ответ.
1 картинка. Девочка с магнитофоном громко поет песни в лесу. – Нельзя громко разговаривать, кричать в лесу, можно напугать лесных жителей.
2 картинка. Дети рвут цветы, ломают ветви у дерева. – Нельзя рвать и топтать цветы, ломать кусты…
3 картинка. Мальчик разоряет муравейник, а девочка трогает гнездо птицы. – Нельзя разорять муравейники и гнезда. Муравьи санитары леса и т. п.
4 картинка. В лесу люди развели костер и разбросали мусор.
Дети заходят в «лес». В «лесу» только пни.
Воспитатель. А где деревья? (ответы детей).
Воспитатель. Люди стали вырубать деревья и лесов с каждым годом становится все меньше и меньше. Давайте поможем Вирьаве восстановить их.
Игра с танграмом: из треугольников дети составляют «елочки».
Воспитатель. А вы знаете, что в мордовском орнаменте есть тоже элемент «елочки». Как выглядит этот элемент? Найдите его в мордовской вышивке.
Дети рассматривают образцы мордовской вышивки и выделяют его.
Дети идут по имитированной тропинке друг за другом под музыку «Келуня».
Воспитатель говорит, что в лесу дорожки извилистые. На что похожи тропы в лесу? (на веревочку, ниточку, змейку).
Воспитатель. А вы знаете, что в мордовском орнаменте есть элемент, похожий на змейку, и называется «гуйпря», что в переводе с мордовского «гуй» змея, «пря» - голова. Как выглядит этот элемент? Найдите его в мордовской вышивке. (дети рассматривают мордовскую вышивку и находят).
Физминутка
Детки по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Дети идут дальше и останавливаются около домика. Их встречает Вирьава (кукла) и просит детей помочь подоить козу. Чтобы наполнить ведро молоком, необходимо ее похвалить.
Игра «Похвали козу» : на магнитной доске ведро, отдельно лежат «капельки молока». Ребенок называет слово и кладет капельку ведро, игра продолжается до тех пор, пока ведро не будет полным.
Вирьава благодарит детей и дарит «галочку».
На что похожа эта галочка?
Воспитатель сообщает, что галочка - это тоже элемент мордовской вышивки и есть у нее и другое название «козьи рожки».
Дети рассказывают Вирьаве для чего они к ней пожаловали. Кукла Вирьава приглашает их к себе в дом и превращает в мордовских мастериц и мастеров.
Дети садятся за столы. На столах шаблоны фартука. Вирьава предлагает детям разукрасит эти фартуки по мотивам мордовской вышивки. Дети еще раз вспоминают все элементы мордовской вышивки.
Пальчиковая гимнастика.
НАПЕРСТОК»
Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! (Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)
Говорит иголке: — Шей, («Шьют».)
А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.)
М. Кульская
Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.
Продуктивная деятельность.
После завершения дети дарят фартуки Алдуне. Алдуня благодарит их.
Итог. Что мы делали сегодня? Что нового вы узнали? В какие игры играли? Назовите элементы мордовской вышивки?