Ольга Гультяева
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по лексической теме «Транспорт»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Транспорт».
Задачи:
Обучающие:
- Раскрыть значение транспорта для людей.
- Познакомить с историей транспорта.
- Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
- Создать ситуации, позволяющие максимально активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по лексической теме „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Помочь освоить пространственные ориентировки на карте.
- Создать условия для сохранения здоровья и положительного эмоционального настроя на протяжении совместной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством познавательно- исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные умения и навыки: выслушивать другого, не перебивать, сохранять и дополнять собственные мысли и предложения во время высказывания другого.
- Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения. Развивать зрительное восприятие, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, самоконтроль и самостоятельность, желание заниматься.
Оборудование и материалы: интерактивная доска SMART Board, проектор, ноутбук, карточки-«билеты» с примерами на сложение и вычитание в пределах 10, ответы к ним по количеству детей, 5 картинок с машиной в разной стадии сборки к игре «Что сначала, что потом», на обратной стороне карточек по букве, когда карточки расставят в правильной последовательности, получится слово УДАЧА.
Ход занятия:
1 слайд пустой
1. Оргмомент.
2. Введение в тему. Беседа с детьми.
- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Валерьевна. Я приехала к вам из посёлка Мортка.
- Ребята, а вы знаете, как я к вам добиралась? На автомобиле меня довезли до станции Устье-Аха, затем я села на автобус и приехала в ваш замечательный детский сад.
- А вы как добираетесь до детского сада? (ответы детей)
- Вот видите, мы добирались до детского сада на разных видах транспорта.
- А хотите узнать побольше о транспорте : о том, кто и когда изобрёл первый автомобиль, для чего у современных машин есть рисунок на шинах, поделиться со мной своими знаниями о транспорте?
- Тогда я приглашаю вас в путешествие.
2 слайд
- Хотите? Отгадайте, на чем мы будем путешествовать.
Это просто супер дом!
Очень много людей в нем.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая.
3 слайд Путешествовать будем на автобусе. У каждой машины есть свое название, а как называется наш автобус мы узнаем в конце путешествия. Но сначала надо занять места.
- Кто ведет автобус? (Водитель)
- Кто продает билеты? (Кондуктор)
- Я – кондуктор, вот вам билеты. На билете написан пример, ваше место будет соответствовать ответу вашего примера. Билет нужно «купить», назвав любой вид транспорта. (Ответы детей)
- Молодцы, все правильно сели.
- Что входит в обязанности кондуктора? (Ответы детей)
- Кондуктор, ребята, не только продает билеты, объявляет остановки, но и следит за порядком.
- Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете? (Ответы детей)
- В какую дверь автобуса нужно входить? А в какую выходить?
- Как нужно обходить автобус спереди или сзади? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы! Я вижу, что путешествовать с вами можно и, надеюсь, никого не придется высаживать из автобуса за нарушение правил поведения в общественном транспорте.
- Ну что, отправляемся в путешествие?
3. Основная часть.
4 слайд - Первая остановка называется «Историческая».
- Ребята, скажите, каким был самый первый наземный транспорт? (ответы)
- Конечно, первым наземным транспортным средством была лошадь.
5 слайд Люди сначала ездили на ней по одному, затем в карете по несколько человек.
Но человеку хотелось ездить быстрее, и он догадался поставить карету на рельсы и запрячь в неё лошадь.
По рельсам карета катилась быстрее и лошади было легче её тянуть. Транспорт, который приводился в движение животными: лошадью, волом, ослом, назывался гужевым. - Как назывался транспорт приводимый в движение животными? (гужевой транспорт.
6 слайд – пустой C давних времён люди мечтали построить такую повозку, которая бы ехала сама, без лошадей. И вот однажды, было это лет двести назад, знаменитый механик – самоучка Иван Петрович Кулибин придумал такую диковинную повозку
А двигалась она так: нужно было нажимать на педали, а педали толкали колёса. Это было у нас в Росси в городе Петербурге.
Примерно в те же годы француз по фамилии Кюньо придумал паровую машину
и назвал это необычное сооружение «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Впереди у машины находился котёл. Без пара машина не работала, приходилось водителю слезать с телеги, и на время становиться кочегаром: разжигать топку. Вот почему его назвали шофё ром: «шофёр» по-французски – кочегар, истопник. Машину Кюньо по-праву можно считать бабушкой автомобиля и паровоза. Конечно управлять этой «огненной» машиной было очень сложно, В старинной газете про неё писали: «Столь велика была сила её движения, что невозможно было управлять ею. Встретивши на своём пути каменную стену, она сокрушала её с лёгкостью.»
Но люди не сдавались. И вот австриец Зигфирд Маркус изобрёл первый в мире транспорт на бензине.
А через 18лет он усовершенствовал свой автомобиль. Посмотрите, как ездили на первом автомобиле.
Маркусом был изобретён один из первых велосипедов.
Время шло, машины изменялись и почти 120 лет назад в 1885 году немецкий инженер, изобретатель Карл Бенц построил бензиновый автомобиль на трех колесах. Автомобилем управляли с помощью специального рычага, который был вместо руля. Он приводил в движение передние колеса. Колеса первого автомобиля были деревянные, с железным ободом. Пешеходов о приближении машины предупреждали сигналом рожка.
А вот и дедушка нашего автобуса.
7 слайд Постепенно машины усовершенствовались, изменялись, пока не приняли такой вид, какими мы их знаем.
Сейчас появились автомобили нового поколения. Очень популярны стали автомобили на воздушной подушке, а по дорогам многих стран бегают автомобили, работающие на электричестве – электромобили и автомобили на солнечных батареях Эти автомобили не заражают воздух ядовитыми газами.
Но и про гужевой транспорт люди не забыли. Используют его для развлечений, для туристов.
8 слайд - Следующая остановка «Спортивная»
- Послушайте загадку и подумайте, о людях какой профессии она?
Встаем мы очень рано,
Ведь наша работа –
Всех по утрам отвозить на работу (Это шоферы)
- На каком транспорте можно добраться до работы?
- Какими качествами должен обладать шофер?
- Сейчас вы все побудете шоферами. Встали у своих мест.
Физминутка.
«Мы – шоферы».
Едем, едем на машине, - крутим воображаемый руль
Нажимаем на педаль. - ногой нажимаем на воображаемую педаль
Газ включаем, выключаем, - правой рукой движение вперед - назад
Смотрим пристально мы в даль. - левую руку приложить ко лбу
Дворники счищают капли. - движения руками вправо - влево
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. - ерошим волосы
Мы шоферы – хоть куда! - рука вперед, пальцы в кулак, большой палец
выставить вверх
Продолжаем наше путешествие.
9 слайд - Следующая остановка «Знайкина»
10 слайд - Посмотрите и назовите одним словом, что это?
- Для чего нужен транспорт?
- Какими бывают машины? Давайте расскажем.
Пальчиковая гимнастика
Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.
- Возьмите фломастеры и на листе нарисуйте большой круг – это весь транспорт.
(Один ребенок работает у доски)
- На какие группы можно разделить транспорт?
Обозначают схематично.
Как можно обозначить воздушный транспорт?
Как можно обозначить наземный транспорт?
Как можно обозначить подземный транспорт?
Как можно обозначить водный транспорт?
Как можно обозначить подводный транспорт?
Аналогично со всеми видами транспорта
Одного ребенка прошу рассказать, какой бывает транспорт.
А сейчас проверим, как вы различаете виды транспорта.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
11 слайд - автомобиль, скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина. Как одним словом можно назвать этот транспорт?.Что здесь лишнее? Почему?
12 слайд - катер, яхта, подводная лодка, лодка. Как назвать одним словом? Что лишнее? Почему?
13 слайд - цементовоз, молоковоз, мусоровоз, бензовоз, лесовоз
Как можно одним словом назвать эту технику?
Заправим бензином спецтехнику.
Пальчиковая гимнастика
«На заправке».
Все машины по порядку - крутят изображаемый руль
Подъезжают на заправку.
Бензовоз, мусоровоз, - Загибают на обеих руках пальчики на каждое название машины.
С молоком – молоковоз,
С хлебом свежим – хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
14 слайд - трамвай, троллейбус, поезд, метро. (троллейбус, метро)
15 слайд - самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар. Как назвать одним словом? Что лишнее?
16 слайд - комбайн, экскаватор, подъемный кран, бульдозер
- Молодцы! Вы много знаете.
17 слайд- Следующая остановка «Экспериментальная»
- Что общего у всех видов наземного транспорта?
- Что есть у всех машин, которые ездят по земле? (Колеса)
- Одинаковые колеса автомобилей? Чем они отличаются? (Рисунком, узором на шинах)
18 слайд - Этот рисунок называется «Протектор»
- Как вы думаете, почему на одних шинах рисунок протектора глубокий, а на других не очень?
- Хотите узнать? Пойдемте ставить опыт. Встаньте с двух сторон.
Опыт. Две машины на пульте управления с разным рисунком протектора. Полить дорогу водой. Проверить какая машина легче пройдет по мокрой дороге.
- Одинаковые колёса у машин?
- Чем отличаются? (рисунком протектора)
- Проверим, какая машина легче пройдёт по мокрой дороге.
- Саша, ты будешь управлять машиной с глубоким протектором.
- А ты, Дима, - этой машиной.
- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
- Машина с глубоким протектором как проехала?
- А что произошло со второй машиной? (забуксовала)
- Почему так произошло?
Вывод. Машины заносит на мокрой дороге, потому что вода уменьшает трение между колесами и дорогой. Рисунок протектора увеличивает трение, так как вода выталкивается в канавки протектора и машина не скользит.
Это можно сравнить с обувью, если подошва гладкая, то на мокрой дороге можно поскользнуться, если на подошве есть пупырышки или разные узоры, то нам уже не так скользко.
- Когда поскользнется пешеход, то это не так страшно, а если «поскользнется» машина, что может случиться? (Ответы детей)
- Чтобы этого не случилось, водители заботятся о том, чтобы шины у автомобиля были всегда с узорами – с протектором. За этим же внимательно следят работники ГИБДД. Если видят, что протектор на колесах стерся и стал плохо заметен, заставляют водителя заменить старые колеса на новые.
- Сейчас повторяйте за мной скороговорку:
Вьется по улице легкая пыль
Мчится по улице автомобиль
Дети, повторяя скороговорку, садятся в автобус.
- Сейчас на улицах очень скользко, водители себя обезопасили и поставили колеса с нужным протектором. А как мы – пешеходы можем себя обезопасить? ( Ответы детей: носить нескользкую обувь, соблюдать ПДД).
19 слайд - Следующая остановка «Наблюдательная»
20 слайд - Мы с вами заехали на самую высокую точку нашего маршрута и можем наблюдать за движущимся транспортом.
Сейчас мы видим, как едет легковой автомобиль. Расскажите о его маршруте.
Машина к горе …подъехала
На гору …въехала
С горы…съехала
Вокруг ямы ….объехала
По мосту …. проехала
21 слайд Через железнодорожные пути ….переехала
К дому …подъехала.
- Молодцы! Вы были очень внимательные.
22 слайд - Остановка «Сообразилия»
- Сейчас ваше внимание очень пригодится. Без чего не бывает машины? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
- Внимательно посмотрите на картинки и поставьте их по порядку.
- Какое слово получилось? (УДАЧА)
- Наш автобус называется Удача.
4. Итог занятия.
23 слайд Мы прибыли с вами на остановку «Конечная»
- Понравилось вам путешествовать на автобусе «Удача»?
- Что нового узнали? На каких остановках были?
Я желаю вам, чтобы удача никогда не оставляла вас и была всегда вашей спутницей.
- Сегодня мы путешествовали по земле и узнали много интересного о наземном транспорте. А о каком транспорте будем говорить в следующий раз вы узнаете, когда прочитаете зрительный диктант.
Из красной точки ваши глазки поднимаются на две клеточки вверх, затем две клеточки вправо, три клеточки вниз, четыре клеточки влево, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. На какой картинке остановились ваши глазки? (ракета).
В следующий раз мы поговорим о космическом транспорте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Орлова Н. Детская энциклопедия. Техника: Энциклопедия/Оформл. Серии Л. Яковлева. – М. : «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2000. – 399 с.
2. Рэтленд Д., Стефенс М. Техника. Энциклопедия юного ученого. – М: «РОСМЭН», 2000.
3. Малов В. Тайны знаменитых автомобилей. Литературно-художественное издание. – М: «ОНИКС», 2008. – 288 с.
4. Юрмин Г. Светофор. – М: «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1976.
5. Longfield E. 365 научных экспериментов. Hinkler Books Pty Ltd. – 2010.