Елена Николаевна Нетребина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Что такое слово?»
▼ Скачать
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Что такое слово?»
Цель: Формирование у детей интереса к языку и осознанного отношения к языковым явлениям; вовлечение детей в решение проблемных практических ситуаций.
Задачи:
Образовательная
• Закреплять умение давать характеристику звука и буквы.
• Формировать понятие, что такое значение и смысл.
• Формировать понятие, что такое слово.
• Совершенствовать навык чтения.
Развивающая
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6–7 лет „Что такое слово?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
• Развивать положительные качества личности, умение слушать, дополнять друг друга в корректной форме, быть терпеливым.
• Развивать фонематический слух.
• Развивать логическое мышление, умение действовать по плану в определённом порядке.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаге и в пространстве.
• Развивать диалогическую речь.
Воспитательная
• Воспитывать интерес к совместной познавательной деятельности, желание преодолевать трудности.
• Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
• Формирование навыка чтения.
Интеграция образовательных областей :
• Познание.
• Коммуникация.
Ход работы:
В: Ребята, хотите, чтобы Е. Н. вышла, а вместо неё прилетела на метле Баба-Яга?
ПОД: -да.
В: Тогда закройте глазки ладонями и произнесите наши волшебные слова.
ПОД: Раз, два, три, четыре, пять, будем в сказку мы играть.
Б. Я. : Ой, куда это моя метла меня принесла, неужели к тем детям, которые меня победили в прошлый раз?
ПОД: Да.
Б. Я. : Ну сегодня то я обязательно смогу всё запутать-перепутать, всех обмануть и провести.
ПОД: Нет, не сможешь, Баба-Яга.
Б. Я. : Вот это мы и узнаем. У меня есть волшебная коробочка, а в ней разноцветные жетончики. Жёлтые, как солнышки и синие, как тучки. За каждый правильный ответ вы будете получать жёлтый жетончик. А синий жетончик получу я, если сумею вас запутать. Потом посчитаем, каких жетончиков больше. Если синих, значит я выиграла, если жёлтых, то вы выиграли. Согласны?
ПОД: Согласны.
Б. Я. : Сейчас я буду задавать очень сложные вопросы. Готовы?
ПОД: Да.
Б. Я. : Когда мы говорим, то произносим буквы, а пишем мы звуки. Это правильно?
ПОД: Нет, не правильно. Когда мы говорим, то произносим звуки, а пишем мы буквы.
Б. Я. : Ну ладно, получайте свой жёлтый жетончик и слушайте следующий вопрос. Звуки можно написать, слепить из пластилина, выложить камушками на улице на площадке или счётными палочками на столе. А буквы можно только слышать и произносить. Это правильно?
ПОД: Нет. (Дети произносят наоборот, получают жёлтый жетон).
Б. Я. : Попробую запутать. Все звуки состоят из слов. Это правильно?
ПОД: Нет, все слова состоят из звуков.
Б. Я. : Всё равно я смогу выиграть.
ПОД: Не сможешь.
Б. Я. : Готовы дальше соревноваться?
ПОД: Да.
Б. Я. : У меня есть волшебный мячик. Будем его передавать друг другу, произнося волшебные слова : «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам, у кого остался мячик, тот исполнить что-то нам». У кого остался в руках мячик, должен взять карточку, прочитать слово, которое на ней написано и ничего не произнося, только знаками и жестами показать это слово. Если ребята угадают, то все вы получаете жёлтый жетончик, а если не угадают, то я получаю синий.
Проводится игра. Дети становятся в круг и играют в игру. На карточках написаны простые слова : собака, кошка, птица, мыло, ложка и т. д. по числу детей. За каждое угаданное слово дети получают жёлтый жетончик.
Б. Я. : Всё, я опять проиграла, у меня нет ни одного синего жетончика, сегодня я не смогла вас запутать. Я улетаю, но оставлю вам очень сложное задание, а в следующий раз прилечу и смогу вас победить. Вот, передайте письмо Вашему воспитателю.
Баба-Яга улетает, возвращается воспитатель.
В. : Вот я и вернулась. Улетела Баба- Яга?
ПОД: Да.
В. : Какие вы молодцы, ответили на все вопросы правильно, не смогла она вас запутать. А где сложное задание, которое Баба-Яга нам оставила?
(Дети отдают конверт воспитателю)
В. : (читает письмо) : «Я спрятала конверт с заданием, чтобы его найти, нужно выполнить графический диктант». Как настроение? Сможем выполнить диктант?
ПОД: Да.
(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. После выполнения диктанта в тетрадях нарисован прямоугольник и в прямоугольнике буква «П»).
В. : Как вы думаете, что же зашифровано? Что у нас в группе прямоугольной формы и начинается на букву «П»?
ПОД: Скорее всего, это почтовый ящик.
(Дети с воспитателем открывают почтовый ящик и находят конверт, на котором написано: «От Бабы-Яги» Читают письмо: «Прочтите слово и объясните его значение».)
В. : Прочтите, пожалуйста, это слово.
ПОД: (читают) ПРУМФРОШ
В. : Ребята, что будем делать? Как мы с вами объясним значение этого слова?
ПОД: Не знаем. (Могут начать называть какие-нибудь предполагаемые значения, могут предположить, что в слове переставлены буквы)
В. : Ребята, давайте вспомним, кто нам дал это задание?
ПОД: Баба-Яга.
В. : Я что она больше всего хочет?
ПОД: Нас запутать.
В. : Давайте постараемся не запутаться. Вспомните, из чего состоят слова?
ПОД: Слова состоят из букв, если мы их пишем или из звуков, если мы их произносим.
В. : А это странное слово ПРУМФРОШ состоит из букв?
ПОД: Да.
В. : А раз мы смогли его произнести, то оно состоит из звуков?
ПОД: Да.
В. : А что же ему всё-таки не хватает, чтобы назвать его словом?
ПОД: Это слово непонятное.
В. : Я тоже так думаю. Мне кажется, что оно похоже на орешек без ядрышка.
Скорлупка есть (буквы, звуки, а ядрышка (значения) нет.
Что мы скажем Бабе-Яге? Можно ли сказать, что ПРОМФРУШ является словом?
ПОД: Нет, его нельзя назвать словом. Оно ничего не значит.
(Звучит сигнал сообщения на телефон)
В. : Ребята, мне на телефон пришло какое- то сообщение. (Читает) : «Вам письмо от царя Алфавита. Оно в почтовом ящике». (Достаёт из почтового ящика письмо, читает)
«Мои дорогие друзья, я очень рад вашим успехам. Вы снова победили Бабу-Ягу.
Посылаю вам в подарок стихотворение о слове :
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами.
И всё, что в памяти у нас - означено словами :
Они слышны и здесь, и там. И ясно без сомненья,
Чтоб смысл их нам понятен стал, должны иметь значенья.
И подпись: Царь – Государь Алфавит».
В. : Вот и закончилась наша с вами игра. Вам понравилось?
ПОД: Да.
В. :А какая разница между словом и простым набором звуков?
ПОД: Слова должны иметь значения.
В. : Какую новую игру с мячом мы с вами сегодня узнали?
ПОД: Ты катись весёлый мячик.