Анастасия Чапига
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Путешествие в лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Путешествие в лес» в старшей группе.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и других живых существ, о правилах поведения в природе.
Задачи:
Основная образовательная область «Познание»:
1. Закрепить знания детей о строении деревьев, функциях его частей.
2. Уточнить и закрепить знания детей о некоторых особенностях жизни птиц и животных в лесу.
3. Упражнять детей в сравнении внешнего вида животных.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию „Путешествие в лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Задачи интегрируемых образовательных областей.
«Коммуникация»:
1. Продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.
2. Совершенствовать грамматический строй речи детей (притяжательные прилагательные (волчье, лисья, беличье, медвежья)
3. Формировать умение отвечать полным распространенным предложением.
«Социализация»:
1. Закреплять навыки поведения в игре, беседе.
2. Учить составлять правила поведения в природе и придерживаться их.
3. Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
«Музыка»:
1. Развивать слуховое восприятие через прослушивание записей звуков леса.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, экспериментальная, художественное творчество.
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, беседа, обсуждение, работа по составлению картины.
Методы и приёмы: словесные – дидактические игры экологической направленности, практические - составление картины, создание знаков – правил, наглядные – иллюстрации с изображением птиц, различных животных, картина с изображением леса и жилищ животных, проблемный метод (создание проблемной ситуации)
Оборудование: письмо-картина с изображением осеннего леса и жилищами животных и птиц (в углу надпись SOS красного цвета и сверху 4 пустых круга, юла со стрелкой, поле с секторами, конверты с заданиями, фишки за правильные ответы, магнитофон, фонограмма «Звуки леса», танца «Зверобика», фломастеры, листы бумаги, пластиковая бутылка, картинки птиц, животных, ветки для опыта, марля.
Нод проводится с подгруппой детей (8-10 человек, но можно переделать на всю группу, разделив детей на игроков и зрителей и добавив задания для зрителей.
Ход НОД:
Воспитатель организует детей с помощью сюрпризного момента:
- Ребята, посмотрите, что это у вас тут лежит? Это же письмо-картина. Кто мог нам его отправить? Зачем? Что значит этот сигнал? (на картине сигнал SOS красного цвета – это сигнал о помощи, жители леса бьют тревогу) И кто мог его прислать? Что же делать, как узнать, зачем нам прислали эту картину? (отправиться в лес)
- Давайте, отправимся в лес и все разузнаем. Закрывайте глаза. Раз, два, повернитесь и в лесу вы очутитесь.
- Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Прислушайтесь к звукам леса. Что, вы слышите? (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Дети. (Я слышу пение птиц, шёпот листвы, шум ручейка)
- Как вы думаете, что хотят сказать нам жители леса? Давайте выясним это. Посмотрите, на нашем пути лежат какие красивые листья. Это деревья подарили их вам. Возьмите себе по одному листу. Посмотрите, мы оказались в «Лесной школе». Я предлагаю вам побыть учениками в лесной школе и поиграть в игру «Знатоки природы». Кто такие знатоки? (это люди, которые разбираются в чем-либо)
Давайте разделимся на команды. Подумайте, как вы разделитесь. Может быть листья помогут вам (листья двух цветов: оранжевые и желтые и имеют две разные формы, дети могут поделиться двумя способами – по цвету или по форме)
Объясняются правила игры: переверните картинку на столе и посмотрите название вашей команды (команда зайчат и команда лисят).
Члены команд, по очереди при помощи юлы со стрелкой выбирают конверт с вопросом, дается время на подготовку. Чья команда отвечает быстро и правильно - получает призовую фишку. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
В конце викторины фишки подсчитываются, определяется победитель.
Вопрос дается один на две команды, кто выполнит первым задание, должен показать какой - то условный знак. Давайте решим, каким знаком мы будем показывать, что команда к ответу готова (Солнышко, домик или другое. Определяют знак - символ готовности).
Задания в секторах:
Разминка.
Кто первым отгадает тот и будет первым крутить волчок.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
Перечислите, из каких частей состоит дерево (что есть у дерева). Только ответить нужно полным предложением (за правильный ответ - фишка)
Дети. У дерева есть корни, ствол, крона.
Для чего дереву корни и ствол? Корни: поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
Давайте проверим наши предположения с помощью опыта. Подойдите к столам.
Опыт: в посуду с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.
Вывод: растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли. Как вы думаете, дерево живое или неживое? Почему?
Обобщение: дерево живое, оно как и все живые существа дышат, питаются, размножаются.
№1. Задание «Лес – это…».
В этом задании конверты. Откройте их. Расскажите, зачем лес тем, кто изображен на картинке (в конвертах картинки дятла, лисы, художника, усталого путника).
Лес - это столовая для дятла, жилье для лисы, объект для картин для художника, чистый воздух, место укрытия от знойного солнца для усталого путника.
После того как дети рассказали про каждого, они приклеивают эти картинки на картину – письмо в соответствующее место.
Обобщение: лес играет большую роль в природе, в жизни людей и всех живых существ на Земле.
№2. Задание «Заколдованные животные»
Командам раздаются тени животных. Одной волка, другой белки. Нужно узнать животных, назвать их и доказать. Воспитатель пытается запутать детей.
Дети. Это волк (хвост всегда опущен, нос более заостренный, более густая шерсть)
- А я думала это собака. Смотрите лапы, хвост, уши как у собаки.
Дети. Это белка (пушистый хвост, ушки с кисточками, когти на лапах)
- А я думаю, что это лиса. Докажите.
Назовите одним словом, каких вы увидели животных?
Дети: Звери. Дикие животные.
Воспитатель: Почему этих животных называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель: Дикие животные живут в жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?
Воспитатель поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Распределите животных по их жилищам на нашей картине. Дети по очереди приклеивают картинки животных к жилищам.
Воспитатель: Где живет лиса?
Дети. Лиса живет в норе.
Воспитатель: Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора.
Воспитатель: Где живет белка?
Дети. Белка живет в дупле.
Воспитатель: Дупло чье?
Дети. Это беличье дупло.
Воспитатель: где живет волк?
Дети. Волк живет в логове
Воспитатель. Значит это чье логово? (волчье)
Обобщение: - А зачем диким животным лес? (они живут в лесу, лес – их общий дом).
Музыкальная пауза:
Нам лениться не годится, помните, ребята.
Даже звери, даже птицы делают зарядку.
Пригласить детей на «Зверобику».
№3. Задание «Лес и человек»
Каждой команде дается ящик с предметами (пластиковая бутылка, гриб, листья, ягоды, шишки, бумага). Из ящика выбрать то, что принадлежит лесу и выложить на поднос.
В ящике остаются бумаги, бутылки.
- А эти предметы мы можем встретить в лесу? Откуда они там появились? (человек мусорит)
Обобщение: лес дает людям свежий воздух, ягоды, грибы, лекарственные травы, мы отдыхаем в лесу, наблюдаем, любуемся природой.
(следующее задание является запасным, если позволяет время)
№4. Задание «Заколдованные картинки»
У вас есть картинки. Они заколдованные. Назовите поступок, на них изображенный. Чтобы их расколдовать, нужно подумать, какой хороший, добрый поступок можно сделать. (Например: мальчик ломает ветку дерева; мальчик сажает деревце)
- Наша игра подошла к концу, пора подводить итоги. Предложить подсчитать фишки, определить победителя. Аплодисментами поздравить выигравшую команду.
- Посмотрите, какая красивая картина получилась. Только я не пойму что это за пустые места?
- Для лесных жителей лес это что? (дом, а для человека тоже дом? (нет) он там хозяин или гость? (гость) А как гости себя ведут? (соблюдают правила) так что это за пустые места? (для знаков-правил)
- Давайте нарисуем знаки – правила как нельзя вести себя в лесу. Дети садятся рисовать знаки – правила (по 2 правила на команду. После этого они приклеивают их на плакат)
- Оставим этот плакат в лесу, чтобы все люди приходя в лес видели правила поведения. Пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. Раз, два повернитесь и в саду вы очутитесь.
- Ребята, где мы сегодня побывали с вами? (в лесу). Зачем мы туда отправились? Что понравилось больше всего?