Оксана Прокопьева
НОД по образовательной области «Познание», для детей 2 мл. гр. На тему «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Шестиногие малыши».
Программное содержание:
- Учить узнавать и называть некоторых насекомых (бабочка, жук, муравей, кузнечик). Обратить внимание на внешние признаки и отличительные особенности насекомых.
- Формировать обобщающее понятие «Насекомые».
- Закреплять знания о чудесных изменениях, происходящих в природе весной.
- Развивать любознательность, творческое воображение.
- Активизировать словарь детей словами: муравейник, насекомые, стрекочет, зазубринки.
Публикация «НОД по образовательной области „Познание“, для детей 2 мл, гр, На тему „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
- Формировать желание самостоятельно наблюдать за разными насекомыми во время прогулки.
-Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал и оборудование: компьютер, презентация «Пробуждение насекомых», презентация «Шестиногие малыши», костюм бабочки, многофункциональное дидактическое панно, макеты насекомых, маски «бабочки» и «жуки».
Использованная литература:
1. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж, 2008.
2. Афимьина В. Маленькие экологи. // Ребёнок в детском саду. №1, 2010.
3. Естествознание. //Под ред. Н. А. Дмитриева – Москва, 1997.
4. Детский журнал «Солнечный зайчик»
5. Альбом «Стихотворения для детей дошкольного возраста на темы природы и экологии»
Методические приёмы:
1. Чтение воспитателем стихотворения «Весна»
2. Психологический этюд «Солнечные лучики»
3. Сюрпризный момент: прилёт бабочки
4. Игровое упражнение «Чудеса весны»
5. Просмотр презентации «Пробуждение насекомых»
6. Д/игра «Угадай насекомое», презентация «Шестиногие малыши»
7. П/игра «Бабочки и жуки»
8. Пальчиковая игра «Жук»
9. П/игра «Кузнечик»
10. Дидактическая игра «Пробуждение насекомых»
11. Музыкальная игра – импровизация «Веселье насекомых»
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем приходят на весеннею лужайку.
Воспитатель: Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам
Гнала талые снега
С гомоном и звоном,
Сейчас выстилает луга
Бархатом зеленым.
Природа, все живое с нетерпением ожидали прихода весны. Ведь жизнь так прекрасна, когда светит солнце и кругом все благоухает и поет. Люди и все живое на земле устали от холода и стужи и рады приходу весны, а с нею и теплых солнечных дней. А все это благодаря солнечному теплу.
Психологический этюд " Солнечные лучики"
(Дети протягивают руки к солнцу, тихо стоят, чувствуя, как согревают их солнечные лучи)
Солнышко проснулось.
Мы радуемся новому дню
Улыбаемся солнышку. (Дети улыбаются)
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь и скажите:
«Доброе утро, солнышко!»
«Доброе утро, новый день!»
На полянку влетает бабочка, подтягивается.
Бабочка: Ой, не рано ли я проснулась!
Воспитатель: Что ты, милая бабочка, ты проснулась как раз во время. Ребята, давайте расскажем бабочке какое сейчас удивительное время года.
Дети: Сейчас на дворе весна.
Воспитатель: Ребята, я думаю, бабочке будет интересно узнать о весенних признаках да о том, какие чудеса творит волшебница весна.
Дети: - Солнышко становится ярче и теплее.
- Прилетают птицы.
- На деревьях набухают почки и появляются листочки.
- Птицы прилетают из теплых краёв, вьют гнёзда, высиживают птенцов.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение о весне? Нашей милой подружке будет очень приятно.
Ребёнок: Будит ласково весна
Всю природу ото сна.
Засветило солнце ярче,
Заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе –
Аромат весны кругом!
Воспитатель: Аромат весны почувствовали и твои друзья – насекомые. Смотри, бабочка, у нас есть волшебный экран, с помощью которого мы покажем твоих друзей.
Показ видеофрагмента «Пробуждение насекомых».
Бабочка: Ой, как здорово, что у меня будет столько друзей. Мне бы хотелось с ними поближе познакомиться.
Воспитатель: Конечно же мы можем тебя с ними познакомить. Чтобы поближе познакомить бабочку с её друзьями насекомыми нам необходимо отгадать загадки: (отгадывание загадок сопровождается презентацией):
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажжужусь. (жук)
Воспитатель: Да, конечно же это жук. Кто может найти жука на нашем лугу? (Дети находят жука на панно) А теперь давайте его внимательно рассмотрим. (Презентация).Посмотрите на него внимательно, что есть у жука?
Дети: У жука есть лапки, глазки, головка и т. д.
Воспитатель: А сколько ту жука лапок? Давайте сосчитаем.
Дети: Шесть. (Дети считают)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что они умеют делать?
Дети: Они умеют ползать, а ещё летать, потому что у них есть крылья.
Воспитатель: А какой мы слышим звук, когда жук летает?
Дети :Жу-жу-жу.
Воспитатель: Да действительно жуки жужжат. Давайте вспомним игру про жука.
Пальчиковая игра «Жук».
Жук, жук не жужжи. (Дети изображают жука, изображая усики)
Где живёшь, расскажи? (Дети поднимают плечи, разводят руки в стороны»
Я живу под кустом,
Под берёзовым листом. (Дети, закрывают жучка ладошкой)
2. Мы крылышки расправим
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем –
Какой кругом простор. (Бабочка)
Воспитатель: Да это бабочка. (Дети находят бабочку на панно). (Презентация). А что есть у бабочки? Дети: у бабочки есть крылышки, усики, глазки, брюшко)
Воспитатель: А какие у бабочки крылышки?
Дети: Мягкие, красивые.
Воспитатель: Когда она летает, мы слышим её?
Дети: Нет. Она летает тихо.
Воспитатель: Правильно она летает тихо. Неслышно. Бабочка порхает с цветка на цветок, питается цветочной пыльцой. Посмотрите, ребята как многообразен мир бабочек. (показ слайда «Разнообразие бабочек»)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Бабочки и жуки» (детям надеваются шапочки жуков и бабочек. По сигналу воспитателя: «На полянку прилетели жуки!» - выбегают дети в шапочках жуков и начинают махать крыльями и жужжать. На сигнал: На полянку прилетели бабочки!» - выбегают дети в шапочках бабочек и летают неслышно.
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята и слушайте следующую загадку 3. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
Дети: Это муравей. (дети находят муравья на панно)Воспитатель: А где ты нашёл муравья?
Дети: У большой кучи.
Воспитатель: А как вы думаете. Ребята, что это за куча?
Это дом муравьёв, который называется муравейник. (хоровое и индивидуальное повторение слова). В муравейнике очень много муравьёв живёт. Это настоящий город! Их дом нельзя ломать и разорять, потому что если муравьи за 2-3 дня до дождя не успеют отремонтировать свой дом, они погибают. Муравьи – это очень трудолюбивые малыши. Они всё время бегают то в одну, то в другую сторону, усиками шевелят. А если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Это они так разговаривают. Потрогают друг друга усиками и ясно каждому, кто куда и откуда бежит, что видел, что нашёл. Бегают муравьи между травинками, ищут чем поживиться, что в муравейник свой утащить. А ещё, ребята, муравьи очень сильные. Они хоть и очень маленькие, но поднимают такие тяжести.! Это всё равно что человеку нести слона.
Муравьишки – топотышки не лентяи, не глупышки.
Друг за другом по дорожке тащут зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться, муравей живёт трудом:
Всё, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидите, что спешит он своей дорогой,
Вы его не обижайте, вы его не трогайте!
А есть ещё один очень интересный шестиногий малыш, с которым надо обязательно познакомить нашу бабочку. Слушайте загадку.
4. Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (кузнечик)
Воспитатель: Правильно, это кузнечик. А что умеет делать кузнечик?
Дети: Он умеет прыгать.
Воспитатель: Да, действительно он очень ловко прыгает. Давайте мы тоже попробуем попрыгать как кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прык-скок.
Стоп!
Сели и покушали,
Тишину послушали.
Снова выше плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг – скок – высоко, На носочках – легко!
(Дети выполняют движения согласно тексту игры).
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали как стрекочут кузнечики? (Ответы детей) А вот послушайте. А хотите узнать как они это делают? На спинке у кузнечика аккуратно домиком сложены крылышки. На одном крылышке есть зазубринки. Когда кузнечику захочется застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и этими зазубринками по краю другого крылышка водит, как будто на скрипке играет. Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. «Здесь я, здесь, - словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, - и мне хорошо». Он зовёт тех, кто хочет с ним подружиться. А сейчас милая бабочка он. наверное зовёт тебя, милая бабочка. Он очень хочет с тобой подружиться. Ребята, давайте проводим нашу подругу к её друзьям. Сейчас я при помощи волшебной палочки превращу вас в шестиногих малышей и мы проводим бабочку на лужок. (включается музыка, дети импровизируют различных насекомых, согласно розданным макетам насекомых, по оканчании музыки прикрепляют насекомых к панно).
Воспитатель: Жужжи, жучок,
Кузнечик, стрекочи,
Трудяга муравей, беги,
И бабочка — лети.
Мы обижать не будем вас,
Счастливого пути!
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой дети – насекомые снова превращаются в детей.
Воспитатель: какая чудесная стала наша полянка, а наша бабочка нашла себе друзей. Ребята, как называют одним словом всех жителей нашей полянки?
Дети: Насекомые. (Дети произносят слово хором и индивидуально по просьбе воспитателя).
Воспитатель: Ребята, насекомые маленькие, а мы большие. Давайте же не будем их обижать!
Вы друзья не подкачайте,
Правдивыми быть и добрыми обещайте,
Не обижайте ни жука, ни муравья,
Не покупайте для бабочки сачка,
Любите вы природу всей душой,
Она же вас порадует своею красотой!