Валентина Картавая
НОД по реализации ОО «Коммуникация» в средней группе: обогащение и активизация словаря по теме «Осень»
Цель: закрепить знание о времени года «Осень». Обогащение и активизация словаря по теме «Осень».
Программное содержание:
Образовательные. Уточнить представление о времени года «Осень». Побуждать детей к речевому общению. Закрепить знание детей о деревьях: клен, берёза, дуб. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Закрепить употребление в речи относительных прилагательных. Совершенствовать речь, как средство общения. Обогащать музыкальное впечатление детей, вызвать яркий музыкальный отклик при восприятии музыки.
Публикация «НОД по реализации ОО „Коммуникация“ в средней группе: обогащение и активизация словаря по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие. Развивать познавательные процессы : внимание, воображение, память и мышление. Расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую речь. Развивать творческую инициативу в ритмопластике, пении аппликации. Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызвать эмоциональный отклик.
Воспитательная. Формировать навыки аккуратной работы. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым. Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.
Интеграция образовательных областей. «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «физическая культура», «социализация».
Предварительная работа: беседа об осени, заучивание стихов, разучивание песни об осени, физкультминутки «Листики», игра «Сороконожка», вырезанные из цв. бумаги листья, отгадывание загадок.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал.
Воспитатель. Что за гости в зал спешат? Много маленьких ребят! Становитесь вот сюда. Все на месте?
Дети. Да, да, да!
Воспитатель. Сегодня нам пришло письмо (конверт желтого цвета). От кого же оно? Что бы узнать от кого письмо, нам надо отгадать загадку.
Загадки об осени
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
и ёлочек, я. (осень)
(Вскрывает письмо, читает.)
Дорогие ребята! Вы заметили, как я красиво нарядила парки и улицы осенней листвой! Это потому, что я скоро приду к вам в гости. А пока, самым внимательным высылаю задания, отгадывайте и ждите меня в гости. Ваша Золотая осень.
Задание первое.
«Почему листочки становятся жёлтыми и красными?»
Дети. (отгадывают загадку). Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света, они готовятся к зиме, постепенно засыпают.
Второе задание.
Игра «Ласковые слова».
Воспитатель. Поиграем в игру?
Я говоры солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
Ветка – веточка,
Лист – листочек,
Дождь – Дождичек,
Ручей – ручеёк,
Трава – травка,
Цветок – цветочек,
Ветер – ветерок,
Туча – тучка,
Песок – песочек,
Дерево – деревце.
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присели на корточки)
Дунул ветер - полетели. (побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали)
Закружились, полетели. (покружились, побежали)
И на землю снова сели. (присели)
Третье задание.
Игровое упражнение : «Какая бывает осень».
(тёплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
Четвёртое задание.
Игровое упражнение «Подбери действие»
Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью – моросит, идёт т. д.
Урожай осенью – убирают.
Птицы осенью – улетают.
Листья осенью (какие) – жёлтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Звери осенью – готовятся к зиме, меняют шубки.
Стук в дверь. На фоне музыки входит Осень.
Осень. Здравствуйте ребята! Я Осень! Вы получали моё письмо? Выполнили мои задания?
Ответы детей.
Осень. Ребята! Я с собой принесла загадки о деревьях. Вы должны внимательно слушать, чтобы отгадать их.
За могучий рост и силу Дерево мне это любо. Ищут желуди ребята Под листвой большого … (дуба).
В осень золотом одета, А зимою спит в морозы. Белый ствол, как лучик света, У красавицы … (березы).
Протянул ко мне ладошку – Желтый, солнцем озарен, Только выше он немножко Здравствуй, друг мой, добрый … (клен).
Воспитатель. Погода стоит то теплая и солнечная, то дождливая и холодная. А давайте вместе с Осенью поиграем в игру «Сороконожка».
Игра «Сороконожка»
Шла сороконожка по сухой дорожке (дети идут паровозиком) Вдруг закапал дождик: кап! Ой, промокнут сорок лап! (остановились) Насморк мне не нужен, Обойду я лужу (идут, высоко поднимая ноги) Грязи в дом не принесу (останавливаясь, трясут правой ногой) Каждой лапой потрясу (трясут левой ногой) И потопаю потом, Ой, какой от лапок гром! (идут топающим, пружинящим шагом)
Воспитатель: Мы тебя ждали, Осень, и дети приготовили тебе очень красивую песню. Ребята, вы готовы исполнить для Осень песню?
Дети исполняют песню «Листочки»
Звучит осенняя музыка
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла новая музыка. Она немного грустная, плавная, как полет осенних листочков, давайте послушаем.
Осень : Ребята, давайте представим, что вы осенние листочки, которые плавно кружат по ветру.
Воспитатель. Давайте попробуем создать аппликацию, слушая музыку, пусть она поможет нам украшать осеннюю дорожку.
Дети выполняют коллективную работу по аппликации «Осенняя дорожка». Наклеивают листочки, вырезанные из цветной бумаги на заранее приготовленную дорожку. Во время аппликации звучит музыка, чуть тише, как фон.
Воспитатель. Посмотрите, как красиво стало в зале. Настроение праздничное от вашей яркой работы, так и хочется веселиться!
Ребенок рассказывает стихотворение.
Я по садику гуляла И листочки собирала Вон их, сколько самых разных - Желтых, бурых, даже красных! Набрала большой букет – Теплой осени привет!
Воспитатель. Ребята! Теперь я вас приглашаю поиграть в игру «Листопад».
Игра «Листопад» :
Трем группам детей раздаются картонные листочки берёзы, дуба, клёна. У каждой группы листочки одного и того же дерева. Выбираются дети, играющие роли деревьев (либо готовые бутафорные деревья). «Листочки» стоят каждый у своего дерева. Под первую часть вальса «Дунайские волны» дети выполняют качание руками из стороны в сторону, изображая маленький ветер. На вторую часть музыки бегают врассыпную, в конце второй части бросают листочки вверх. Листья падают, дети подбирают любой лист и бегут к дереву, листочек которого им достался. Подбежав к дереву, поднимают листочек вверх. Выигрывают те дети, которые быстрее собрались у своего дерева. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель. Как вы сейчас были похожи на молодые деревца! Давайте будем беречь деревья, не станем их больше ломать и калечить, ведь они такие красивые, тоже растут и хотят жить и всех радовать!
Воспитатель: Спасибо тебе, Осень, за то, что ты пришла к нам в гости, и вокруг сразу стало так красиво! До свидания!
Осень уходит под новую музыку.
Итог занятия.
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Что вы узнали об осени?
- Кто приходил к нам в гости?
- Во что вы сегодня играли?