Светлана Крылова
Конспект поисково-исследовательской деятельности «Грачи» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Обогатить знания о наиболее часто встречающихся в ближайшем окружении птицах (грачах, продолжать формировать представления детей о взаимосвязях в природе (прилетели грачи – наступила настоящая весна). Учить детей проводить самостоятельно исследования, закрепить умения детей собирать доступную информацию на заданную тему, обрабатывать её, закрепить методы исследования, умения фиксировать информацию знаками и символами. Приобщать к изобразительному искусству, через знакомство детей с произведениями живописи: «Грачи прилетели» А. Саврасова. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; к словесному искусству.
Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности „Грачи“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Грач, грачи. Все о грачах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Развивать у детей познавательный интерес, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, умение перевоплощаться, интерпретировать; художественного восприятия и эстетического вкуса,
Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к новой информации, эмоционально-целостное отношение к природе и её обитателям.
Методические приемы:
1. Чтение стихотворения,
2. Ритуал утреннего приветствия,
3. Игровая мотивация «Мы - учёные»,
4. Художественное слово: загадки, приметы, стихи,
5. Хоровое повторение,
6. Просмотр мультимедийной презентации «Признаки весны»,
7. Способы исследования (карточки А. И. Савенкова,
8. Поисково-исследовательская деятельность детей ( сбор информации через: просмотр фильма в компьютере, чтение книг, обращение к воспитателю, специалисту,
9. Рассматривание репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»,
10. Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» :
- Какое время года на картине?
- Как художник нарисовал грачей?
- Какое небо нарисовал художник?
11. Динамическая пауза (тренинг - оживление «Птицы»,
12. Упражнение «Если б я был птицей»,
13. Сообщение детей,
14. Психотерапевтическое упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Словарная работа: «гнездовье», «проталины», «капель», «грачевник».
Материалы: мультимедийная техника, слайды с изображениями признаков весны, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», корзинка с загадками о весны, доска, фломастер, карандаши, тетради «Юного исследователя», бейджи, карточки с изображением метода исследования по А. И. Савенкову, детская литература о птицах с закладками-грач, магнитофон с записью мелодии для игры «Птица».
Предшествующая работа
1. Уроки мышления (почему грач прилетает первым)
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций: «Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?» и т. д.
3. Экологические наблюдения (внешний вид грача, приспособление конечностей к способу передвижения, способ добывания пищи) .
4. Практическая деятельность детей (подкармливание птиц) .
5. Подвижные игры «Танец птиц», «Грачи строят гнезда».
7. Упражнение «Птицы» (тренинг – оживление) .
8. Заучивание стихов о весне.
9. Тренировочные занятия по А. Савинкова
Используемая литература и информационные средства
1. Зебзеева В. А. О формах и методах экологического образования// Дошкольное воспитание. -1998.-№7.
2. Зебзеева В. А. Эколого-психологический тренинг// Дошкольное воспитание. -1999.-№7
3. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Карапуз. - Дидактика, 2004.
4. Программа социально-эмоционального развития «Я-ты-мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б., М., 2005.
5. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. :Олма Медиа Групп, 2010.
6. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований с дошкольниками//Вестник практической психологии образования. -2005.№1. январь-март.
7. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков. - Самара, 2004.
8. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. №655.
9. Фото: Весенние ручьи / Автор: Хорольский Евгений.
10. https://namonitore.ru/catalog/winter.html
11. https://www.planeta-l.ru/marradi_g
Ход занятия Дети под музыкальное сопровождение (песня «Улыбка» В. Шаинского)
встают в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«-Доброе утро!»
- Доброе утро, солнцу и птицам!
-Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
(Н. Красильников)
-Наступило утро. Я улыбнулась вам, и вы подарите улыбку друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе и все здоровы. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и с выдохом забудьте все обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- У меня сейчас хорошее весёлое настроение, потому что светит солнце. А у вас какое настроение? Почему вам весело?
Воспитатель выслушивает каждого ребёнка.
- Я очень рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня я хочу предложить вам отправимся в научный центр, где работают ученые. Давайте войдем в научный центр. Мы сегодня будем с вами учеными, которые занимаются исследовательской работой. А что значит – заниматься исследовательской работой? (Исследовательская работа – это когда люди – ученые ищут что-то новое.)
- Правильно. Теперь, дорогие ученые, займите свои места и послушайте меня:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужицах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталины, первая трава.
(Е. Трутнева)
-А каком времени года пишет поэт?
- Сегодня я к вам пришла с такой чудесной корзиночкой. В эту корзину я собрала для вас загадки и приметы о весне. Слушайте внимательно, вам их нужно разгадать.
Воспитатель достает из корзинки загадки поочередно, а после ответов детей мультимедийная презентация примет весны.
• Что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)
• Что с крыш свисает, капает, плачет? (сосульки)
• Весной капает, звенит, поет? (капель)
• Что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
• Всех приметней, птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… .(грач)
- Ай, да молодцы! Скажем хором:
Спасибо весна тебе,
Что в этот день и час
Свою нам даришь красоту
И радуешь всех нас.
- В моей корзинке есть не только загадки, но и народные приметы, вот послушайте: «Если грач на горе – то весна на дворе» или «Увидел грача – весну встречай!»- говорят в народе.
- Подумайте, почему так в народе говорят? Какой вывод можно сделать? (с прилетом грачей начинается настоящая весна)
Ментальная карта (мыслительная) «Грач».
- Дети, а что вы еще знаете о граче?
- А я схематично нарисую, то, что сказал Ваня.
Воспитатель схематично записывает ответы детей.
- А что бы вы хотели узнать о граче?
Воспитатель схематично зарисовывает детские ответы.
- А как мы можем узнать? Как можно еще добыть информацию? Давайте их вспомним.
Воспитатель выставляет карточки Савинкова по предположениям детей: посмотреть в книгах, в компьютере, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, обратиться к воспитателю.
– Вот сколько есть способов, чтобы добыть новую информацию.
– Пока мы с вами не умеем писать, нам помогут карточки – схемы. Они и будут нашим планом.
– У нас есть диск с видео фильмом о граче.
Используется мультимедийная презентация с текстовым сопровождением (см. «Грач») .
"Увидел грача – весну встречай". Считается, если грачи прилетели 17 марта и сразу сели в гнезда, весна будет теплой, а снег быстро сойдёт. Но, если грач прилететь прилетел, а в гнездо не сел, за обустройство жилья приниматься не спешит, такое поведение – недобрый знак. Скорого тепла можно не ждать. Мало того, что гнезда не строят, а еще и шумят. Это значит, что весна будет долгой и холодной. Пока грачи шумят и бездельничают, нам остается только наблюдать. Ведь как только они дружно возьмутся за ремонт своих гнезд, через два дня наступит настоящая весна».
- Запишите, пожалуйста, схематично, что вы узнали о граче по этому фильму в тетради «Юного исследователя».
- Вы предложили узнать о граче из книг, энциклопедий. Подойдите, пожалуйста, к книжному уголку, выберите книгу найдите информацию о граче. Зарисуйте, пожалуйста, значками, что вы узнали о граче из книг.
В книгах заложены закладки – грач на странице, где есть информация о граче, дети группируются по парам, берут книги и читают с помощью воспитателя. Воспитатель выполняет обязанности консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
- И следующая карточка, которая поможет вам узнать о граче. Что она означает? У кого можно спросить? (У вас) .
- Обратитесь ко мне с вопросом, пожалуйста: «Светлана Петровна, что вы знаете о грачах?».
Дети обращаются с вопросом к воспитателю.
- У меня есть информация, о которой я вам расскажу: 17 марта Герасим – грачевник. В этот день пекли хлеб в виде грачей и считали, что после прилета грачей, через месяц снег сойдет.
- А теперь я представлю нашего гостя руководителя изостудии Раису Михайловну. Вы можете спросить у нее о теме нашего исследования.
(Взрослый-специалист приглашает детей к экрану) .
- Перед вами репродукция с картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
- Скажите, какое время года изображено на этой картине? (весна). Ранняя или поздняя? (ранняя). А как вы догадались?
Специалист оценивает ответы детей.
- Посмотрите на картину и скажите, как художник нарисовал грачей, что они делают? (грачи чинят старые гнезда и строят новые) .
- На каких деревьях строят гнезда грачи? (на березах) .
- Верно. Художник нарисовал группу берез, на их верхушках – грачи. А какое небо нарисовал художник? (голубое и немного желтоватое) .
- Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видели потемневший снег с проталинами, по которому скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?
- Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Динамическая пауза: тренинг - оживление «Птицы».
- Ребята, давайте представим себя птицей, летящей высоко в воздухе. «Мы раскрыли крылья, кружим над землей. Увидели добычу, опустились на землю, отыскали червячка, полетели к гнезду, чтобы накормить птенцов».
Дети под музыку «летают» по залу.
-У вас прекрасно получилось. Кому понравилось быть птицей?
- Расскажите о своих ощущениях, пофантазируйте на тему «Если бы я был птицей?»
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Замечательно! Выходите, детки на лужок и быстрее сделайте кружок.
- Вам понравилось? А что нового узнали? Что бы вы рассказали маме, папе о граче?
- Посмотрите на свои записи, и вспомните, о чём мы говорили. Кто хочет рассказать?
Воспитатель выслушивает сообщения, желающих выступить, детей.
- Да, вы много узнали сегодня о граче. Давайте поблагодарим друг друга за отличную работу. Мы будем нежно дотрагиваться до плечика соседа, и говорить при этом добрые слова.
-Спасибо, Катя, мне было очень приятно с тобой работать!
Дети благодарят друг друга за помощь, хорошие советы, заботливое отношение и т. д.
Дружит с солнцем ветерок,
и трава – с росою.
Дружит с бабочкой цветок,
дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
никогда не надо.
-Нам было очень интересно вместе. И впереди нас ждут новые открытия.