Наталья Никифорова
Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группы (3–4 года) «Заяц белый — заяц серый»
▼ Скачать
Цель:
Обобщить знания детей о внешних признаках и повадках зайцев.
Программные задачи:
1. Закрепить название и уточнить особенности частей тела зайца и его повадки (через речь, музыку и театрализованную деятельность)
2. Учить детей понимать характер музыки, ориентируясь на выразительные средства, имитировать в движении повадки зайца.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группы (3–4 года) „Заяц белый — заяц серый“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3. Развивать умение детей подбирать прилагательные (какой зайчик? пушистый, мягкий, пугливый, маленький, серый, белый, веселый, быстрый, продолжать учить использовать прилагательное «заячьи», «заячий»; уточнить понятие «дикий» - зверь, который живёт в лесу.
4. Уточнить знания детей о том, что в разные сезоны шубка зайчика имеет разную окраску (зимой - белая, летом – серая).
5. Отрабатывать ведение настольных кукол.
6. Продолжать учить детей исполнять танец выразительно, стараясь передать в движении характер персонажа.
7. Развивать умение слышать педагога, отвечать на его вопросы
8. Воспитывать бережное отношение к зверям в лесу, развивать желание защищать слабых.
Материал к НОД:
- зайчик игрушечный пушистый демонстрационный – 1 штука
- зайчата маленькие пушистые раздаточные белые – по количеству детей.
- Макеты, имитирующие снег – 2 штуки (обтянуты синтепоном); макеты, имитирующие землю, траву – по 1 шт каждого вида.
- Елки и пеньки на «снежные» макеты (по количеству зайцев)
- «Следы» зайца.
- 1 ширма с прикрепленные к ней изображеними леса и дома с разных сторон.
- Разрезные картинки «заяц» (сзади на липучке) - по количеству детей
- Коврограф.
Ход НОД:
Дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем.
ВС - Ребята, посмотрите, что это на полу? Правильно, это следы. А чьи они, как вы думаете? (ответы детей) Как же нам точно узнать, чьи это следы? Давайте пойдём по следам и увидим, кто же их оставил.
Дети с воспитателем идут по следам и находят за ширмой зайца.
ВС - Ребята, так вот кто оставил следы! Кто же это? Правильно, это заяц.
- Погладьте его, ребята. Какой зайчик? Правильно, мягкий, пушистый, у зайчика шёрстка.
- Какого цвета у зайца шёрстка?
- А что у зайца есть длиннее, чем у других животных? Какие у зайца уши?
- А какой у зайца хвост?
- Что ещё есть у зайчика? Правильно, ноги. Какие у зайчика ноги? Сильные, быстрые.
- А ещё у зайчика есть глаза. Какие они? А какой нос?
- Вот сколько мы с вами рассказали про зайца! (зайчик прячется за ширму не заметно для детей, на ширме с одной стороны нарисован лес и с другой стороны - домик, следы ведут к ширме, но путаются около неё, неизвестно, куда убежал зайка. Следы и зайца убирает МР)
ВС.
- Ой, а где же он? Потерялся…
- Как же нам его найти? Ой, а что это такое на ковре? Правильно, это заячьи следы. Чьи это следы, Катя? (попросить нескольких детей повторить слово «заячьи»)
- Посмотрите, следы обрываются… Как вы думаете, куда же побежал зайчик – в лес или к домику?
- Почему вы так думаете?
(ответы детей)
- Где живёт зайчик? Правильно, зайчик живёт в лесу, он – дикий, а не домашний. (попросить нескольких детей повторить слово «дикий») (МР выставляет лисичку не в поле зрения детей)
ВС - Куда же наш заяц убежал? (в лес).
- А почему он убежал, как вы думаете? (дети отвечают, если не знают, воспитатель предлагает им оглядеться вокруг, они должны заметить лисичку). Да, зайчик, наверное, испугался лисы.
- Какой зайчик? (пугливый). Просьба повторить «пугливый» нескольких детей. Давайте прогоним лису, чтобы она не пугала нашего зайчика! (дети говорят «Уходи, лиса!», машут на неё руками, лисичка убегает)
- Ребята, давайте найдём зайчика, ему больше бояться нечего, лисичка убежала. Дети заходят за ширму с той стороны, где расположен лес, находят там большого зайца и маленьких зайчат, стоящих на зеленом макете.
ВС
– Вот наш заяц, ещё и друзей с собой привёл! Ой, мне кажется, что тут что – то не так… посмотрите, ребята, как вы думаете, что здесь перепутано? (предположения детей)
- Да, ребята, у зайцев белая шубка, а сидят они на зеленой травке. А какое сейчас время года? Правильно, зайчик сменил свою шубку с серой, которая была летом, на белую…А на траве их очень заметно, и так их быстро сможет найти лиса. И в лесу уже выпал снег…
- Как же нам спрятать зайчат, чтобы лисичка их не увидела? (предположения детей) А ведь уже скоро зима… в лесу снег лежит…
- Давайте попробуем найти зайчатам место, где они будут незаметны… (на выбор детям предлагаются макеты с чёрной землёй, с травой, со снегом). Дети ставят зайчиков на макет с белым снегом.
ВС Молодцы, ребята! Зимой в лесу лежит снег, поэтому зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы их было незаметно на снегу. А вот и лисичка. Сейчас узнаем, найдёт она зайчат или нет.
ВС С лисичкой в руке - лисичка ищет зайчат, нюхает все макеты, не замечает зайчат на белом снегу. Убегает.
ВС – Вот как много мы с вами узнали про зайчика, ребята! Мы узнали, что зайчик пушистый, у него быстрые сильные ноги, длинные уши, короткий хвост. Зайчик пугливый, а боится он кого? Правильно, лисы. Заяц живёт в лесу, поэтому его называют как? Правильно, дикий. Летом заяц серого цвета, а зимой? Правильно- белого.
МР.
- Какие ребята молодцы, как много про зайчика знают!
- Ребята, а хотите, вам музыка расскажет про зайчика? Берите с собой зайчат, садитесь на стульчики!
- Как вы говорили, какие ушки у зайца? Потрогайте, какие длинные (на маленьких зайчатах) Правильно, длиииииинные! (воспитатель играет длинный пассаж на фортепиано) Вот какие длинные!
- А какой у зайца хвостик? Короткий! Послушайте! (МР играет небольшой отрывок, с оттенками стаккато) Вот какой короткий хвост!
- А какие лапы у зайца? Сильные, быстрые. Слушайте! (МР играет медленную музыку.) Такие у зайчика ножки, ребята? Нет? А почему? А может быть такие? (МР играет быстрый, энергичный отрывок) Такие? Как вы догадались?
- А ещё у зайчика есть глазки. Сколько глаз у зайца? Какие они? Вот такие? (МР играет две отрывистые нотки)
- А сейчас музыка нам расскажет про то, что умеет делать заяц, послушайте!
Исполняется Игра – пляска «Зайчики» РНП «Спиря, Спиря, Спиридон»
Вопросы МР к детям:
- Как вы думаете, что делает зайчик, когда звучит вот такая музыка? (играется фрагмент, самое начало)
Правильно, зайчик прыгает.
- А что делает зайчик вот здесь? (играет 1 часть произведения, правильно, он прислушивается, оглядывается, нет ли где поблизости лисы… умывается…
- А что может делать заяц вот под эту музыку? (играет вторую часть произведения) Правильно, убегать… или играть с другими зайчиками…
- А давайте подвигаемся, как зайчики, под музыку (магнитофонная запись, а зайчики на нас посмотрят (сажают зайцев на стулья). (дети двигаются, воспитатель демонстрирует движения, дети повторяют.)
МР
(макеты с «землёй» убрать, поставить «белые» макеты, один на троих – четверых детей. Расставить ёлочки. Расставить пеньки.)
А теперь пусть наши зайчики поиграют на лесной снежной полянке. А умеют зайцы танцевать, ребята?
Правильно, не умеют. А пусть зайчики подвигаются так, как они умеют. Я вам буду говорить движения, а вы будете вести зайцев.
МР говорит
- Убежала лиса. Вышли зайцы на полянку и стали друг перед другом хвалиться своими хвостиками. Повернулись зайки спиной друг к другу, повиляли своими хвостиками. Какие хвостики у зайцев, Алина? Правильно, короткие.
- Вышли зайки поиграть на полянке. Прыгают они по полянке прыг – скок, прыг – скок! А ушки у зайчиков тоже подпрыгивают, потому что ушки у зайчиков какие, Олег? Правильно, длинные.
- Ой, кажется, лиса! Прячьтесь, зайки, за ёлочки! (воспитатель ведет лисичку) Зайчики выглядывают из – за ёлочек, не ушла ли лиса….А чтобы на белом снегу не было видно тёмных заячьих носиков, они уткнулись носиками в снег!
- Всё, зайчишки, убежала лиса, никого не нашла… Выходите, зайчики, на полянку опять играть…зайчики стали друг друга нюхать носиками – знакомиться…. Познакомились зайчики и стали вместе прыгать через пенёчки…Лапки у зайчиков сильные, зайцы высоко подпрыгивают!
- Вот как весело зайки поиграли! Молодцы, ребята!»
(дети всё время выполняют ведение кукол.)
МР
Вот как хорошо поиграли зайчата на лесной полянке! Мы узнали много нового про зайцев сегодня. А расскажем своим мамам, как мы с зайчиками сегодня играли? А может быть мы сможем мамам показать зайчат? Как бы нам это сделать? (ответы детей)
МР Правильно, ребята, можно нарисовать зайчат, слепить их из пластилина… А давайте зайчат сфотографируем! Пока зайчики сами играют на полянке, мы сделаем из пальчиков фотоаппараты, вот так (показывает детям, сфотографируем зайчат и сделаем общую фотографию. Чтобы зайчат было лучше видно, мы выложим их на тёмном коврографе. (дети выкладывают на коврографе разрезные картинки зайцев из 3 частей – туловище с лапами, голова с ушами и хвост). В процессе складывания разрезных картинок ВС обращает внимание на части тела зайца – хвост, длинные уши, тело, голова). По окончании работы педагог хвалит детей, говорит им о том, что сегодня и их родители увидят большую фотографию зайцев.
МР
Ребята, как хорошо мы сегодня поиграли с зайчиками! А сейчас можете взять зайчиков в группу и поиграть с ними там.