Ольга Цыбульник
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, здоровье, музыка, труд, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Задачи:
1. Обучающая:
Познакомить детей со свойствами воды. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни, жизни растений и животных. Продолжать знакомить детей, в каком виде существует вода. Учить отвечать на вопросы полным предложением
2. Развивающая:
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Развивать представления детей о том, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.
3. Воспитательная:
Воспитывать навыки культурно-гигиенических навыков. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
Материал и оборудование: стаканчики с водой, молоком, соком, чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, широкая и длинная полоска ткани (главная река, узкие голубые ленты, голубые платочки («капельки», картинки, схемы.
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Дети, послушайте стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Дети, а вы знаете, что такое вода? (жидкость)
- Где встречается вода? (в кране, в ручейке, реке, озере, океане, море)
- Для чего нужна вода? Как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы)
- Всегда ли вода одинаковая? (вода бывает разная : дождь, роса, туман, снегопад, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)
- Знаете ли вы свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы)
- Я приглашаю вас в лабораторию, и провести опыты?
- Здесь я хочу познакомить вас с некоторыми свойствами воды. Обратите внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Сейчас мы с вами с помощью опытов убедимся в этом и выясним какой бывает вода.
2. Практическая часть
Опыт 1.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят 2 стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить чайные ложки.
Воспитатель:
- В каком из стаканов ложка видна, а в каком нет? (в стакане с водой ложка видна)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
- Подумайте, что было бы, если вода в реке была бы непрозрачная? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Смогут рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (нет, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения).
- А если не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы.
Опыт 2.
«У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Воспитатель:
- Есть ли у воды вкус?
Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле его вкуса не чувствует.
Дать детям для сравнения попробовать сок.
- А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее нельзя пить.
Опыт 3.
«Вода жидкая, может течь»
Дать детям 2 стакана, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
- Вода льется? Почему? (потому что вода жидкая)
- Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
- А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
- На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множество маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речьку?
- Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку? (ответы детей)
- Да, ребята. Капельки воды постоянно находятся в движении. Они «ходят», «движутся» по кругу. Давайте сейчас поиграем в игру «Ходят капельки по кругу».
- Я буду, мама Тучка, а вы ребята Капельки и вам пора отправляться в путь (раздаются голубые платочки, звучит музыка).
- Полетели Капельки на землю. Прыгают там, играют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
- Плавали, плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она соскучилась.
- Понравилось вам играть? (ответы детей)
- А вы знаете, ребята, что вода бывает холодной и теплой. Давайте с вами проверим.
Опыт 4
«Вода бывает теплой, холодной»
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стакане самая холодная, а в каком самая теплая. Можно измерить термометром. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.
Проблемный вопрос:
- Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду вы выбрали: теплую или холодную? (ответы детей)
- Где больше растений и животных в теплых или холодных морях? (ответы детей)
- В холодных морях живет меньше разных растений и животных.
Вывод: вода в водоемах разная по температуре, значит в них живут разные растения и животные.
3. Заключительная часть
- Давайте, дети, подведем итог. Что мы сегодня узнали о воде? Предлагаю ответить на это вопрос по схемам (ответы детей).
- Правильно, дети. Мы узнали, что вода прозрачная, она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая. Вода бывает теплой, холодной. Также мы узнали о значении воды в нашей жизни, какую роль вода играет в жизни растений и животных.
4. Психогимнастика.
- Дети, а давайте закроем глаза, представим себе, что мы находимся у чистого пруда. Вода прозрачная, прозрачная, в ней много водорослей, рыбок. Видны камешки и песчаное дно. Представили? (ответы детей)
- А хотите нарисовать этот пруд? (ответы детей)
- Давайте с вами нарисуем этот пруд. Но прежде немного отдохнем и уберем в лаборатории