Галина Ковальчук
Непосредственная образовательная деятельность «Огонь: друг и враг человека» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с хорошими и плохими свойствами огня.
2. Узнать какие меры необходимо принимать в случае пожара.
3. Развивать творческое мышление детей, решая как нужно поступить в различных чрезвычайных ситуациях.
4. Помочь детям над решением вопроса «Как отвести беду».
Материалы: иллюстрационный материал о пожаре, игрушка медведя, шапочки кошки, листы для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Шипит и злится
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Ответы детей: огонь.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Огонь: друг и враг человека“ в средней группе» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, а почему вы думаете, что это огонь?
Ответы детей: он шипит, боится воды и больно кусает.
Воспитатель: Дети, как Вы думаете, огонь – это друг или враг человека? /Ответы детей/ В каких случаях в наше время огонь наш друг? /Ответы детей/ Приведите примеры из книг и мультфильмов где огонь друг или враг? /Ответы детей/ Как помогает огонь людям на предприятиях или заводах? /Ответы детей/ Как и с помощью чего летают самолеты и едут автомобили? /Ответы детей/ Где рождается электрический ток? /Ответы детей/
Воспитатель: Что такое солнце? /Ответы детей/ А выросли бы овощи, фрукты и деревья без солнца? /Ответы детей/
Воспитатель: А можно ли целый день загорать без головных уборов и почему? /Ответы детей/
Воспитатель: Ребята, что бывает если птички
Зажигают дома спички?
Ответы детей: пожар
Воспитатель: В каких случаях огонь становится врагом человека? /Ответы детей/
Ребенок: Не имей такой дурной
Привычки –
В домик нос совать, Где дремлют спички.
Потому что спички – Не синички,
Может пламя вылететь из спички.
Так что пусть уж спят они в кроватке,
Но не надо щекотать им пятки.
Потому что из-за этих пяток -
В доме может вспыхнуть беспорядок,
И такое – ах! – Столпотворенье,
Что сгорит моё стихотворенье!
О. Вациетис «Спички»
/Входит медведь и плачет/
Воспитатель: Мишка, почему ты плачешь?
Медведь: Я играл со спичками и мой домик в лесу сгорел. У-у-у… /плачет/
Воспитатель: Скажи нам Миша, а почему у тебя сгорел твой домик?
Медведь: Я играл около своего дома. А вокруг было много тополиного пуха. Он лез в глаза и носик. Я решил поджечь пух спичками и домик от горящего пуха загорелся. Хорошо, что все звери помогли потушить его, а то сгорел бы весь лес и все его жители.
Воспитатель: Успокойся Мишка, не плач. Теперь ты знаешь, к чему приводят шалости с огнем? Ты больше не будешь жечь тополиный пух?
Медведь: Нет, не буду.
Воспитатель: Сила у друга – огня большая – пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать нашим врагом.
Медведь: Ребята, помогите узнать - от чего бывают пожары и как их избежать. А то звери сказали, что меня в лес назад не пустят.
Воспитатель: Хорошо, садись и слушай, а ребята все тебе расскажут. Расскажем ребята? /Ответы детей/
/Дети подходят к иллюстрационному материалу о пожаре/
Воспитатель: Что бывает, если неумело обращаться с огнем?
/Ответы детей/ Можно ли шалить с огнем, газом, электричеством? /Ответы детей/ Что бывает, если не правильно обращаться с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями? /Ответы детей/ Какие это горючие жидкости? /Ответы детей/ Как солнечный лучик, может стать причиной пожара? /Ответы детей/ От чего еще может возникнуть пожар? Можно ли надолго оставлять включенным телевизор, утюг или другие электроприборы? /Ответы детей/
Воспитатель: Чем нельзя украшать елку на новогодних праздниках? /Ответы детей/ А летом, в жаркий день от чего может возникнуть пожар на полях, в лесах? /Ответы детей/ Можно ли разводить в лесу костер? /Ответы детей/ Какую беду может причинить гроза? /Ответы детей/ А что произойдет, если жечь тополиный пух? /Ответы детей/
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать если возник пожар? / Ответы детей: нужно звать на помощь и звонить в пожарную службу/
Воспитатель: Всё о чем сегодня рассказали нашему гостю, мы видим из иллюстрации. И теперь Миша, и мы хорошо знаем, как обращаться с огнем. Я думаю, теперь Мишку в лес обязательно пустят. Все научились пользоваться огнем? /Ответы детей/
Воспитатель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой
А залей его… / Ответы детей: водой/
Инсценирование сказки в кругу «Кошкин дом»
1. Тили – бом! Тили – бом! Встают в хоровод.
Загорелся кошкин дом! Идут поют.
Загорелся кошкин дом! Показывают дом.
Идет дым столбом! Две руки снизу вверх показывают дым.
2. Кошка выскочила! В кругу девочки в шапочках кошки.
Глаза выпучила Дети прислоняют руки к глазам и вертят
Бежит курочка с ведром, головой.
Заливать кошкин дом. Выбегает девочка «курочка». Дети разводят
руки в стороны.
Но не добежала, Дети поднимают руки над головой и показывают
Воду расплескала. дом. Курочка бегает и садится. Дети вертят
пальчиком влево и вправо. Плескают от себя.
3. Тили – бом! Тили – бом! Ударяют кулачок о кулачок.
Загорелся кошкин дом! Качают головой.
Бежит уточка с ковшом Бегут друг за другом.
Да ковш уронила, Присели.
Воду-то разлила. Дети развели руки в сторону уточки. Девочка
«уточка» разводит руки параллельно полу.
4. Тили – бом! Тили – бом! Ударяют кулачок о кулачок.
Загорелся кошкин дом, Показывают дом, поднимают руки над головой.
Бежит кисонька с горшком Выбегает кисонька.
Но не добежала, Дети машут пальчиком.
Горшок расплескала. Кисонька присел и развела руки параллельно
полу.
5. Тили – бом! Тили – бом! Ударяют кулачок о кулачок.
Погорел весь кошкин дом! Машут руками.
Где теперь кошечке жить? Разводят руками.
Итог: Теперь мы знаем, что нужно делать, чтобы огонь был нам не врагом, а другом.
А теперь ребята, давайте нарисуем огонь «друг» и «враг» человека /Дети рассаживаются и рисуют/